Добро как система

Корпоративная благотворительность в России стала более системной и организованной, считают аналитики. Нецелевые траты средств случаются там, где стратегия до конца не продумана
Программы поддержки детских домов перерастают в проекты по профилактике сиротства/ В. Аньков/ РИА Новости

Российский бизнес редко берется за по-настоящему глобальные, дорогостоящие и требующие долгосрочных инвестиций благотворительные проекты, утверждают благотворительные фонды. Обычно из всех предлагаемых фондами проектов они выбирают наиболее дешевые и выгодные, жалуется Елена Клушина, директор по развитию международного благотворительного фонда «Экология для всех». «В сфере экологии это особенно бросается в глаза. В иных регионах леса с советских времен есть загрязненные нефтью земли, и вопрос их рекультивации зачастую решается очень долго», - отмечает Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО - русский центр». Компании говорят, что убирать должны те, кто этот разлив устроил, а к их бизнесу это отношения не имеет. Государство тоже этим не занимается.

В 2011 г. благотворительный фонд АФК «Система» создал социальный образовательный проект «Лифт в будущее». Его цель - сократить разрыв между образовательной системой и запросами рынка, а также сформировать кадровый резерв для регионов. Программа объединяет около 200 000 студентов и школьников и более 500 кураторов от бизнес-структур и ведущих вузов. В рамках проекта молодые люди занимаются естественными науками и разрабатывают собственные научные проекты, актуальные для региона их проживания, говорит Елена Шмелева, вице-президент благотворительного фонда «Система».

Четыре шага к совершенству. Татьяна Гвилава

президент благотворительного фонда «Система». Благотворительность за свою непродолжительную историю в постсоветской России сделала лишь три, но качественных шага.

Между тем, замечает Костин, почти в каждом отчете российской компании по благотворительности значатся миллионы рублей, ушедшие на нецелевые и стратегически не обоснованные проекты, например на строительство совершенно новых церквей. «Одно дело восстанавливать Новоиерусалимский храм, который является культурным наследием России, а другое - затевать с нуля капитальное строительство», - говорит эксперт. Он считает, что деньги на возведение религиозных объектов должны выделять преимущественно частные благотворители, а не корпоративные. «Вера и желание помочь церкви - личное дело каждого, а не сфера интересов компании», - говорит он. Компания не может не дать деньги на возведение того или иного незапланированного объекта, трудно отказать местному губернатору, говорит на это Мария Черток, директор «CAF-Россия». «Это, к сожалению, часто встречающаяся в России ситуация», - сетует она. Впрочем, добавляет эксперт, крупные компании постоянно ищут способы более цивилизованного общения с государством. Во избежание давления и навязанных трат они разрабатывают четкие благотворительные программы, определяют стратегические направления своей филантропической деятельности и представляют эти программы местным сообществам.

«Мы стремимся к парт­нерству и с государственными органами, и с некоммерческими организациями. Но у программы каждой компании должно быть свое лицо. Тогда в переговорах с партнерами легко сформулировать: «Это мы сделаем, а это - нет». И в крупном бизнесе диалог все чаще так и происходит», - подтверждает Игорь Соболев, замруководителя департамента внешних коммуникаций ФК «Уралсиб». «Чем хуже прописана стратегия компании, тем больше возможностей для нецелевых трат», - замечает он.

Анализ анкет участников ежегодного исследования «Лидеры корпоративной благотворительности в России», которое газета «Ведомости» проводит вместе с «Форумом доноров» и PwC, показывает: в 2011 г. общий объем средств, направленных компаниями на благотворительность, составил 11,8 млрд руб. Обычно компании выделяют на благотворительные проекты 1-2% чистой прибыли, подсчитал Костин. Это средства, которые компания могла потратить на улучшение своих бизнес-процессов, но добровольно отдала на благородные цели. Во всем мире считается, что подобные инвестиции должны идти в профильные, связанные с бизнес-целями компании проекты, говорит эксперт. И этим корпоративная благотворительность отличается от частной, замечает он.

Нецелевые траты на целевую аудиторию

Как правило, компании реализуют благотворительные программы в той сфере, которая связана с их бизнесом. Они, например, хотят вызвать интерес молодых людей, поощряя их к выбору ключевых для отрасли профессий. Собственный бизнес-интерес компании, конечно, реализуется косвенно, благотворительность - это не кадровая программа предприятия, говорит Черток. «Сейчас у российских компаний много образовательных проектов, где польза, которую проект может принести в общероссийском масштабе, удачно сочетается с интересами компании», - отмечает она.

Началась программа с интернет-портала www.lifttothefuture.ru, где ребята общаются в интернете с сотрудниками-волонтерами из АФК «Система», участвуют в конкурсах и подают проектные работы для обучения в летней научно-образовательной школе, которая была создана в 2012 г. в рамках проекта в Москве. По словам Шмелевой, за два года в школе прошли обучение около 400 школьников. В прошлом году там обучались дети из 51 региона. «Сегодня конкурс в летней школе уже восемь человек на место», - добавляет она. Помимо поддержки школьников проект включает работу со студентами физико-математических и химико-биологических факультетов. Они получают стипендии, ездят на стажировки и участвуют в так называемой «Интеллектуальной гостиной», где встречаются с учеными.

По данным благотворительного фонда «Система», общий объем затрат фонда на филантропию в 2013 г. составил около 3 млрд руб. На проект «Лифт в будущее» ушла примерно девятая часть этого бюджета.

Конечно, такие проекты всегда имеют общероссийскую направленность, поскольку способствуют развитию экономики России, говорит Костин. Он знает несколько подобных проектов у российских компаний и все они помимо высоких целей направлены еще и на подготовку для себя будущего кадрового пула, уверяет эксперт.

Забота об обществе - забота о потенциальных клиентах

Еще сложнее определить, является проект целевым или нецелевым для компании, когда речь идет о помощи незащищенным группам населения - детям, старикам и инвалидам, говорят эксперты. Проектов, посвященных заботе о детях, уже много, но в последнее время в российской компаниях появились проекты в поддержку пожилых людей, констатирует Черток.

К примеру, в 2012 г. компания «Филип Моррис интернэшнл» в России совместно с «CAF-Россия» запустила программу «Статус: онлайн. Компьютерная грамотность для людей старшего поколения и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями». Программа была реализована в семи городах, и обучение по ней прошли почти 3000 человек. Самому старшему ее участнику исполнилось 86, а средний возраст учащихся - 60 лет.

Организаторы проекта пытались также помочь своим подопечным с трудоустройством. «Во всех регионах мы провели встречи с представителями местных центров занятости и потенциальными работодателями. И во многих случаях это принесло плоды», - констатирует Ирина Жукова, директор по коммуникациям и благотворительным программам «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг». По ее словам, в Красноярске пожилые выпускники компьютерных курсов сами стали тренерами, а в Новосибирске почти 20 инвалидов трудоустроились в диспетчерскую службу, такси и колл-центры. Жукова не раскрывает, сколько потратила компания на эту благотворительную программу, но говорит, что ее финансирование составило значительную часть от всего бюджета благотворительных программ «Филип Моррис интернэшнл» в России, который в 2013 г. достиг $2 млн. Целью программы Жукова называет содействие улучшению жизни пожилых и инвалидов, создание условий, предотвращающих их социальную изоляцию и обеспечивающих им новые возможности для активной жизни.

Однако пожилые люди - большой сегмент рынка, ранее всеми забытый и игнорировавшийся. Понятно, что компания хотела бы создать себе на этом рынке доброе имя и поддержать свою репутацию, добавляет Черток. А Соболев из банка «Уралсиб», известного своей поддержкой детей-сирот, говорит: «В таких социальных проектах бывает трудно найти конкретную корпоративную цель. Но устойчивость бизнеса во многом зависит от устойчивости сообществ, в котором этот бизнес осуществляется. Неблагополучие той или иной группы дестабилизирует социальную обстановку, а значит, компании труднее вести свой бизнес».

«Уралсиб» занимается проблемами сирот многие годы и одним из лучших своих благотворительных проектов считает программу «Уралсиб» дает надежду: образование - работа - жилье». 85% выпускников школ, участвовавших в программе, уже поступили в вузы, 15% - в средние специальные учебные заведения. Соболев признает, что помимо заботы о подрастающем поколении «Уралсиб», помогая сиротам, думает и о своей будущей финансовой стабильности. «Если дети, которым мы помогли, станут в будущем благополучными членами общества, они могут также пополнить и ряды наших потенциальных клиентов», - говорит он. По данным отчета о прибылях и убытках на сайте ЦБ РФ, с 2008 по 2012 г. (за исключением убыточного 2009 года) средства, направленные «Уралсибом» на благотворительные цели, составили в среднем 17,6% от чистой прибыли банка.

Проекты, которые должны стать целевыми для всех

Меньше всего интереса вызывают у компаний экологические проекты, сожалеет Костин. Профильными они являются только для добывающего и непосредственно вредящего окружающей среде бизнеса, а вместе с тем затрагивают интересы всего общества, говорит эксперт. «Государство должно начать вести грамотный диалог с компаниями на экологическую тему. Надо не просто требовать деньги, но просить помощи на конкретные проекты в тех городах, где компания присутствует. Ведь проблемы городских свалок, старой канализации и грязных парков затрагивают всех», - говорит Костин. Это как раз тот случай, когда хотелось бы, чтобы компании взяли на себя обязательства по нецелевым проектам, потому что это важно для общества в целом и для их же сотрудников в конкретных регионах, добавляет он.

«Большинство компаний инвестируют в экологию только на этапе становления или во время рекламной кампании - они хотят создать себе хорошую репутацию», - делится наблюдениями Клушина из фонда «Экология для всех». Даже крупные добывающие компании недостаточно много занимаются реальными экологическими проблемами, специализируясь в основном на образовательно-просветительской деятельности в этой сфере.

«Многие наши проекты - это проекты в области экологического образования и просвещения», - констатирует Анна Лыгина, руководитель социальных инвестиций «Сахалин энерджи». Лыгина рассказывает о стартовавшей в 2004 г. «Сахалинской лососевой инициативе» и созданной в 2012 г. программе «Сохраним лосося вместе». «Проблема лососевых не связана с нашим производством. Но она важна для всей экономики Сахалина, где находится много рыбопромышленных предприятий», - объясняет она. В рамках проектов создана система мониторинга лососевых, разработана природоохранная стратегия для приоритетных бассейнов рек северо-запада Сахалина, организованы образовательные центры и образовательные программы для детей и взрослых.

«Корпоративные программы в сфере экологии должны носить просветительский характер, потому что они меняют менталитет людей, заставляют их по-другому относиться к природе. Это более результативно, чем просто раз за разом ликвидировать ущерб», - говорит Лариса Ямомото, начальник информационно-аналитического отдела «Сахалин энерджи». Она уточняет, что в 2012 г. компания потратила на благотворительную деятельность, в том числе и в сфере экологии, $1,2 млн. Ямомото убеждена: решить глобальную проблему, какими проектами должно заниматься государство, а какими - частные компании и кто и в каких объемах должен инвестировать средства, можно только путем переговоров и сотрудничества. «У нас уже много проектов, в которых участвуют власть, бизнес и общество», - заключает она.