Правила игры: Наладить партнерство и разъяснить смыслы


И еще одним значительным новшеством 2013 г. стало изменение отношения и подходов крупного бизнеса, в том числе с госучастием, к структуризации социальных программ. Речь идет не о признанных лидерах сектора - «Северстали», «Русале» или «Уралсибе», - а о тех компаниях, которые при значительных социальных инвестициях до сих пор не имели собственных брендированных программ. Яркими образцами этого изменения можно считать новые грантовые конкурсы «Газпром нефти» и «Норильского никеля», а также активную публичную позицию фондов РЖД и ТМК.

Сфера корпоративной благотворительности, если посмотреть на нее изнутри, выглядит очень неоднородной. Крупный бизнес разделился на две примерно равные группы. Первая активно развивает программы корпоративной социальной ответственности, включая благотворительность, публикует социальные отчеты, строит отношения с местными властями и заинтересована в получении признания и поддержки со стороны как минимум власти и коллег по цеху, а потому участвует в разного рода конференциях по продвижению самой идеи и лучших практик в этой сфере. Вторая также участвует в социально значимых проектах, выделяет средства по запросам, ожидает поощрения, но деятельность ведет несистемно и не готова говорить о ее принципах и объемах.

Средний бизнес постепенно начинает структурировать возможности и оценивать свой вклад в сообщества, в которых работает. Это проявляется и в сотрудничестве с фондами местных сообществ там, где они есть, и в поисках схожих сильных ресурсных организаций; попытках софинансировать с властями значимые социальные события, а также в интересе к участию в различных форумах и дискуссиях. Даже малый бизнес (в регионах) заинтересован в признании заслуг, а также в площадках взаимодействия и образцах для подражания.

Другим важным итогом 2013 г. стало то, что наконец представители государства на разных уровнях осознали необходимость более долгосрочного и эффективного планирования взаимодействия с бизнесом. В течение года прошло несколько раундов предметного обсуждения законопроекта о льготах для компаний, вкладывающих средства в благотворительность, и в отличие от прошлых лет появился собственно текст закона. Кроме того, Минэкономразвития неоднократно выступало с запросом к профессиональному сообществу о том, что необходимо сделать для налаживания регулярного взаимодействия с социально ответственным бизнесом.

Наступающий год благодаря государственным реформам в социальной сфере предъявит бизнесу и новые требования по объемам и качеству вложений. От того, насколько продуманной будет система управления благотворительностью внутри компаний и кто будет их партнерами в регионах, зависит, получит общество достаточную поддержку или скатится в новый кризис. И главной задачей компаний окажется не только научиться строить отношения с представителями государства, но сотрудничать друг с другом.

И последняя задача, с которой бизнесу предстоит продолжить работать в будущем году, - публичный имидж корпоративной благотворительности. Пока информации о целях и задачах этой деятельности, позитивном и отрицательном опыте недостаточно, системных социальных изменений ждать не стоит. Необходима продуманная национальная кампания, которая изменит отношение к благотворительности бизнеса. Запрос на такую кампанию существует давно, а вот объединение усилий по ее созданию пока отсутствует. Но ждать уже нечего, и пора засучить рукава и провести новый, 2014 год под флагом разъяснения смыслов благотворительности.