От редакции: Партийная пирамида

Д.Абрамов/ Ведомости

Нынешний политический рынок России весьма своеобразен. Допуск на него упрощен, но контролер по-прежнему пускает не всех. Допуск лидера партии, тем более непарламентской, в Кремль и протокольная фотография с президентом перестают быть рутинным событием. Личное общение с главой государства символизирует благоволение высшей власти, оно придает партии дополнительный вес, дополнительную защиту от давления губернаторов и полицейских. Большинство приглашенных вчера в Кремль - руководители партий, которые добились некоторых успехов на региональных и муниципальных выборах последних лет, провели депутатов в законодательные собрания.

Однако встреча непарламентских партий с Владимиром Путиным означает для их лидеров не только признание и возможность высказать главе государства важные для них проблемы. Это интересный индикатор, который отражает представления политических менеджеров об отечественном политическом процессе. Вероятно, они делят партии на три группы. Условную премьер-лигу отечественной политики (или того, что в Кремле считают таковой) составляют четыре думские партии, осуществляющие бурный законодательный процесс.

Допущенные вчера в Кремль партии - это команды первой лиги, которым намекают на возможность повышения статуса при соблюдении установленных правил игры - и перевода в низшую лигу в случае их нарушений. Наконец, вторая лига выглядит конгломератом лидеров с нереализованными амбициями, различных «диванных» партий и откровенных политтехнологических проектов. Проблема в том, что правила игры постоянно меняются, а арбитр регулярно подыгрывает лидеру премьер-лиги.

Между тем отечественные партии, в том числе недавно организованные или восстановленные, можно классифицировать по иным признакам. Например, было бы интересно составить индекс по «уровню имитационности» и по «уровню независимости». Немногие живые партии были созданы (или, как «РПР-Парнас», воссозданы) самостоятельно, по инициативе снизу, и отражают политические интересы относительно многочисленных групп населения. Некоторые, например «Народный альянс», по-прежнему не допущены к игре и ждут новой возможности для регистрации. Еще один тип игрока - симулякр, созданный не для развития политической конкуренции, а для сиюминутного отъема голосов у популярных кандидатов или партий оппозиции.