Труба благосостояния

«Транснефть» предлагает оплатить более чем двукратное увеличение мощности трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан за счет средств фонда национального благосостояния
М.Стулов/ Ведомости

Рисковать нельзя. Николай Токарев

Президент «Транснефти». «Мы не можем рисковать стабильной работой «Транснефти», потому что если «Транснефть» начнет строить пирамиду, как некоторые другие крупные компании в последнее время, то это будет сопряжено с финансовой неустойчивостью компании». 22 ноября 2013 г., «Интерфакс»

Президент «Транснефти» Николай Токарев не исключил возможности привлечения средств госфондов, в частности фонда национального благосостояния (ФНБ), для финансирования проекта расширения ВСТО с 37 млн до 80 млн т нефти в год. Привлекать новые кредиты компания не может, так как испытывает серьезную долговую нагрузку, передал «Интерфакс» слова топ-менеджера. Решить проблему он предлагает или за счет средств ФНБ, или за счет включения инвестиционной составляющей в тариф на прокачку нефти.

Имеющихся мощностей ВСТО хватит только до 2020 г., прогнозирует «Транснефть». Расширение трубы обойдется примерно в 170 млрд руб. Работы компания готова начать уже в следующем году. Сколько средств монополия хочет привлечь из ФНБ, представитель «Транснефти» не говорит. Инвестпрограмма компании на 2014-2018 гг. составит 500 млрд руб., но она еще может быть пересмотрена, предупреждала «Транснефть».

Ранее замминистра энергетики Кирилл Молодцов не исключал также размещение инфраструктурных облигаций. Другим источником финансирования может стать тариф на прокачку нефти по ВСТО. Это направление является сверхпремиальным для нефтяников, поэтому компания предложила увеличить ставку тарифа на 450 руб. ($14) до 2531 руб. за 1 т. Часть средств компания обещала отдавать в бюджет, а оставшееся направить на расширение трубы. Окончательного решения ФСТ и Минэнерго по данному вопросу пока нет.

Но с 1 января 2014 г. тарифы на услуги «Транснефти» индексироваться не будут, решило в сентябре правительство. Токарев говорит, что «Транснефть» по-прежнему не получала никаких документов о замораживании тарифов, поэтому сохраняет предложение об их индексации. «Мы надеемся, что к нам прислушаются, мы по-прежнему продолжаем приводить доводы о том, чтобы хоть на экспортном направлении, особенно на одном - на восточном, ввели индексацию, которая позволила бы нам аккумулировать средства для нашей инвестпрограммы», - цитирует его слова «Интерфакс».

Представители Минфина и Минэкономразвития говорят, что заявка от «Транснефти» не поступала. Сначала компания должна направить ее в Минэнерго, пояснили в Минфине. Получить комментарии в Минэнерго не удалось.

Соотношение чистого долга «Транснефти» к EBITDA - около 1. Это незначительный уровень, отметил аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. «Транснефть» всегда обходилась собственными средствами, полученными из тарифной выручки, или кредитными, напоминает эксперт. Содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг говорит, что монополия сейчас находится в жестких условиях: на фоне замораживания тарифов требуется расширение ВСТО и идет реализация других проектов. Правительство может согласиться с ее предложением, считает он. Средствами ФНБ скоро воспользуется другая монополия - РЖД: в 2014-2016 гг. она получит 150 млрд руб. на проект модернизации БАМа и Транссиба.