Ориентиры: В сетях ритейла

Интернет-торговля становится для сетевых ритейлеров не только дополнительным способом продвижения товаров. Она начинает менять требования к розничным магазинам.

Пока объемы онлайн-продаж в России невелики - всего 2% от общего числа покупок согласно исследованиям компаний InSales и Morgan Stanley. Даже в африканских странах этот показатель в 2 раза выше - 4%, отмечает Михаил Свердлов, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International в России. В числе причин не слишком активного развития российского рынка электронной торговли он называет недоверие населения к электронным платежам и службам доставки, низкую его, населения, платежеспособность, а также невысокое проникновение интернета в регионах. Опросы потребителей разных стран, говорит Максим Палт, аналитик отдела исследований рынка CBRE, показали, что в России пока больше, чем где-нибудь в мире, покупателей, для которых «важны тактильный контакт и визуальное восприятие покупаемого товара».

Однако опрошенные «Ведомостями» эксперты верят в перспективы онлайн-торговли.

Всеобщая «мобилизация» граждан (т. е. распространение мобильных приложений) и стремление крупных ритейлеров минимизировать издержки подтверждают реальность самых оптимистичных прогнозов. В 2012 г., по данным InSales, российские интернет-пользователи потратили в онлайн-магазинах 351 млрд руб., что на 36% больше, чем в 2011 г., а количество интернет-магазинов за этот период увеличилось на 30%. «Темпы роста онлайна в России высокие - до 2017 г. этот рынок должен увеличиться на 12,5%», - считает, опираясь на данные независимых источников, начальник департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская. Онлайн-ритейл все активнее начинает влиять на сетевую розницу.

«В 2013 г. сеть «Утконос» закрыла последние «стационарные» магазины и полностью ушла в интернет», - рассказывает представитель пресс-службы гипермаркета Наталья Аристова. По ее словам, в последние годы розничные точки работали как «лишние перевалочные пункты»: товары, заказанные потребителями, доставлялись в магазины, там пересортировывались и развозились по домам. «Уже в 2011 г. заказы на дом составляли до 80% от общих заявок гипермаркета», - отмечает Аристова. Отказ от таких «пунктов выдачи» позволил компании значительно сэкономить на аренде, коммунальных платежах, персонале и снизить маркетинговые издержки. Сейчас интернет-магазин компании предлагает 27 000 наименований товаров, половина из них - продукты. «Появляется целый класс людей, для которых делать покупки через интернет становится нормой. Плюс не надо забывать о кормящих мамочках, у которых просто нет времени для походов по торговым центрам», - отмечает Наталья Аристова.

Крупнейший ритейлер Media Markt, «традиционно ассоциирующийся с магазинами в торговых центрах», по выражению Ключинской, в августе этого года открыл в московском метро виртуальный лайт-бокс. Использующиеся в нем специальные коды и метки ведут на мобильную версию сайта интернет-магазина metro.mediamarkt.ru. Как ранее рассказала «Ведомостям» представитель компании Анна Трофимова, «далее процесс покупки будет обычным, доставка по Москве - бесплатной». К слову сказать, полноценный интернет-магазин Media Markt запустил только в феврале этого года - последним из крупных офлайновых продавцов электроники и бытовой техники.

В этом году в российский онлайн вышли и мировые одежные бренды, рассказал Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов»: в августе - Zara, в сентябре - Motivi, в октябре - Karen Millen. В 2013 г. русскоговорящим стал американский интернет-аукцион eBay, русскоязычный сайт запустил Asos, крупный британский интернет-магазин одежды и обуви. В сентябре 2013 г. о своем решении начать экспансию на территории России через дочернюю компанию AliExpress заявил и китайский онлайн-ритейлер Alibaba.

В текущем году брокеры отметили, что некоторые ритейлеры, в первую очередь магазины бытовой техники и электроники, стали уменьшать арендуемые площади в торговых центрах. Например, говорит Ключинская, Media Markt сейчас рассматривает помещения площадью 2200 кв. м, тогда как ранее арендовал до 8000 кв. м, «М.видео», прежде занимавшая 3500 кв. м, сейчас арендует 1500 кв. м.

Развитие онлайн-торговли влияет на бизнес в целом, видоизменяя требования к формату торговых помещений. Для кого-то это будет уменьшение размера и увеличение количества торговых точек с целью «приблизить» пункт доставки к конечному потребителю. А для кого-то, наоборот, достаточно будет одного флагманского магазина - шоурума, резюмирует Денис Соколов, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield.