Субсидии за удаленность

Минпромторг предлагает платить повышенные субсидии автопроизводителям из удаленных регионов - Калининградской области или Дальнего Востока
Повышенные субсидии для удаленных заводов - плата за большие издержки/ Игорь Зарембо/ РИА Новости

Автозаводы, которые специализируются на выпуске той или иной категории транспортных средств (50% и более, за исключением легковых автомобилей) или расположены на Дальнем Востоке и в Калининградской области, смогут получать с января 2014 г. субсидии из федерального бюджета по повышенным ставкам. Это следует из текста доработанных проектов постановлений правительства, размещенных вчера на Едином портале раскрытия федеральных нормативных актов. В проектах постановлений, опубликованных в октябре, льготной группы не было. При этом были увеличены предельные ставки субсидий для всех выпускаемых внедорожников, LCV, автобусов, а в сегменте грузовой техники появилось больше подгрупп.

К примеру, для частичной компенсации затрат на производство и гарантийное обслуживание легковых автомобилей (кроме внедорожников) стандарта «Евро-4» и с двигателем менее 2 л предполагается выделять 12 000 руб. за каждую машину, а при их выпуске на Дальнем Востоке или в Калининградской области - до 24 000 руб. При производстве грузовиков «Евро-4» полной массой более 20 т автозавод, попадающий в льготную группу, может получить из бюджета за каждый выпущенный автомобиль 200 000 руб. и 80 000 руб. - в обычном случае.

Льготники появились и в новой редакции проектов постановлений правительства о субсидиях для компенсации расходов на содержание рабочих мест и использование энергоресурсов. Такие производители смогут ежеквартально получать из бюджета по обоим видам субсидий от 800 млн руб. (при выпуске менее 12 500 шт. за этот период) до 5 млрд руб. (более 100 000 шт. в квартал). Обычные производители при таком объеме выпуска в общей сложности могут претендовать на сумму от 168 млн до 2,25 млрд руб. Максимальный размер субсидий на компенсацию расходов на НИОКР не изменился - 125 млн руб. в квартал, льготников нет.

Новый механизм сделает поддержку автозаводов более сбалансированной с учетом их структуры затрат, капитала, пояснил «Ведомостям» замминистра промышленности Алексей Рахманов. Повышенные ставки для производителей с Дальнего Востока и из Калининградской области позволят частично компенсировать удаленность этих регионов, отмечает он. Повышенные затраты на выпуск и гарантийное обслуживание автомобилей на Дальнем Востоке обусловлены особенностями эксплуатации, в том числе низким качеством топлива на местном рынке, говорится в пояснительной записке к проекту. А включение в льготную группу тех, кто имеет специализацию, поможет снизить возникающие из-за этого риски, добавляет источник, близкий к разработчикам документов.

Новая редакция проектов постановлений более точно отражает сложившуюся структуру рынка и производственную специализацию, комментирует директор по взаимодействию с органами государственной власти «Камаза» Михаил Матасов. Это позволяет более точно спрогнозировать размер субсидий исходя из реальных затрат предприятия, добавляет он. В 2012 г. «Камаз» выпустил более 47 000 грузовиков, в основном грузоподъемностью свыше 12 т. Представитель «Соллерса», собирающего автомобили во Владивостоке, не стал комментировать предложения Минпромторга. По его словам, в 2013 г. на Дальнем Востоке планируется выпустить около 70 000 легковых автомобилей и внедорожников. Представитель «АвтоВАЗа» не стал комментировать проекты документов. Получить комментарии представителей группы ГАЗ, «Автотора» (Калининградская обл.) и работающих в России иностранных автоконцернов вчера не удалось.

По мнению аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, субсидии призваны компенсировать расходы, которые возникнут у автозаводов из-за введения с января 2014 г. всеобщей уплаты утилизационного сбора на автомобили (сейчас предприятия вместо его уплаты могут предоставить гарантии по утилизации). Видимо, предыдущая модель субсидирования была несбалансированной, предполагает он.