Кипр обещает исправиться

Угроза российского Минфина включить Кипр в черный список офшоров напугала Никосию. Кипрские власти обещают наладить обмен информацией с ФНС
Кипр попросит Россию не терять веру в него/ Pavlos Vrionides/ AP

Кипр обещает полностью соответствовать всем международным стандартам налоговой прозрачности, заверил председатель Кипрского агентства по привлечению инвестиций (CIPA) Христодулос Ангастиниотис (его цитирует газета Cyprus mail). По его словам, добиться этого страна намерена в рекордные сроки, чтобы не лишиться возможности применять соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией и Индией. Чиновники отреагировали на статью в «Ведомостях», пишет Cyprus mail.

На прошлой неделе директор налогового департамента Минфина Илья Трунин рассказал «Ведомостям», что появились основания вернуть Кипр в черный список офшоров, а также внести в него Люксембург. Из этого перечня Кипр был исключен с начала 2013 г. Но глобальный форум по транспарентности и обмену информацией признал эти страны непрозрачными, объяснил Трунин.

Россия ужесточает контроль за трансграничными операциями компаний и их иностранными активами. С помощью соглашений об избежании двойного налогообложения капитал может перетекать в офшоры с минимальными налоговыми издержками. Обычно в стране, с которой заключено такое соглашение, регистрируется компания, через которую деньги транзитом уходят в офшор. Наиболее популярная зона - Кипр: дивиденды, выплачиваемые в эту страну, могут облагаться по ставке 5%, проценты - 0%.

Задача налоговиков доказать, что льготы по соглашению используются незаконно, так как бенефициаром является российский резидент, или что компания не ведет деятельности на Кипре. Уже приняты, например, поправки в Налоговый кодекс, обязывающие иностранных инвесторов раскрывать бенефициаров, иначе им придется заплатить с доходов налог в 30%. Но инспекторам не хватает информации из других стран, в 2012 г. почти треть запросов ФНС осталась без ответов, в первом полугодии 2013 г. - 47% (данные ФНС).

Трунин считает, что запросы игнорируют либо страны, с которыми нет соглашений, либо такие, как Люксембург и Кипр: «Против таких стран всегда есть дубинка в виде черного списка».

Официального предупреждения от российского Минфина Кипр еще не получил, рассказал Cyprus mail секретарь министерства финансов республики Христос Патсалидис, власти Кипра собираются в ближайшее время провести переговоры с российскими коллегами. Возможно, Россия хочет оказать давление на Кипр, полагает один из членов кипрской делегации, которого цитирует Cyprus mail.

Включение Кипра и Люксембурга в черный список нанесет удар по многим схемам налоговой оптимизации. Клиенты встрепенулись, говорит налоговый консультант. Эффект не будет сокрушительным, хотя репатриация средств в Россию подорожает, отмечает партнер PwC Наталья Кузнецова: придется платить налог с дивидендов, выплачиваемых с Кипра, ставка вырастет с 0 до 9%. Под контроль попадут цены всех сделок с Кипром и Люксембургом, если их стоимость составит за год 60 млн руб. Российским компаниям, работающим с этими юрисдикциями, придется обосновывать цены и оповещать о каждой сделке ФНС, объясняла Галина Акчурина из «ФБК-права». Под контроль попадет и выплата пассивных доходов (один из наиболее популярных способов вывода капитала), например процентов и роялти.

Черный список офшоров давно стал любимым инструментом для воспитания несговорчивых стран со сверхльготным налоговым режимом, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. В 2009 г. Франция пообещала включить в свой черный список Швейцарию, с тех пор такой инструмент давления активно используют страны БРИКС, отмечает он.

По словам представителя ФНС, Кипр как раз исправляется в последнее время: оперативно отвечает на запросы, вместо положенного двухмесячного срока укладывается в месяц. «Важно еще, как именно отвечают, - настаивает замминистра финансов Сергей Шаталов. - Должна быть не отписка, а подробная информация, в том числе о бенефициарах компаний». Минфин изучит, как Кипр отвечает на запросы, и решит, включать страну в черный список или нет, сказал Шаталов.