Англия не строится

Амбициозные планы правительства Великобритании по обновлению инфраструктуры остались на бумаге, показал анализ FT

Три года назад коалиционное правительство представило «национальный инфраструктурный план» - инвестиции более 200 млрд фунтов ($330 млрд) в 500 проектов. Премьер Дэвид Кэмерон говорил тогда, что «инфраструктуру необходимо полностью обновить и модернизировать», чтобы страна не превратилась «во второсортную экономику». По качеству инфраструктуры Великобритания занимает 24-е место в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

В 2011 г. было выделено 40 приоритетных проектов в дорожной, энергетической и телекоммуникационной отраслях. Но значительная часть этих проектов заморожена или до начала строительства очень далеко. Завершены лишь некоторые - в основном небольшие дороги, а также транспортные развязки на автомагистрали М1, пересекающей страну с юга на север. Новые газовые электростанции не строятся, а план развертывания сети широкополосного интернет-доступа в сельской местности погряз в спорах о размере платежей регулятору Ofcom.

По информации Бюро национальной статистики, объем инфраструктурных работ сократился в 2012 г. на 13%. А в III квартале этого года - на 3,7% в годовом выражении, несмотря на продолжение крупнейшего строительного проекта Европы - 118-километровой сети железных дорог Crossrail, соединяющей Лондон с пригородами. Объем дорожного строительства за два года сократился вдвое.

Для реализации крупных проектов, таких как Crossrail, нужно много лет, заявил представитель минфина: «В среднем доля капитальных расходов в ВВП в этом десятилетии выше, чем в 1997-2010 гг. [когда у власти были лейбористы]».

Главный секретарь минфина Дэнни Александер сегодня намерен представить обновленный план развития инфраструктуры, а завтра министр финансов Джордж Осборн выступит с посланием, в котором постарается в позитивных красках описать ситуацию в экономике и действия правительства по ее улучшению.

Пытаясь поддержать стройки, правительство внедрило гарантийную схему финансирования инфраструктурных проектов на 40 млрд фунтов ($66 млрд). Но пока это помогло немногим проектам. Попытки получить инвестиции пенсионных фондов в 20 млрд фунтов не дали значительных результатов. Инвесторы пообещали вложить лишь 1 млрд фунтов, реальных же инвестиций пока нет.

Руководитель Конфедерации британской промышленности Джон Крайдленд обвинил власти в «бесконечных разговорах», которые не приносят результата. Активность в строительной отрасли выросла, но «ее инфраструктурная часть снова сократилась», отмечает Ричард Абади из PwC.