Финны сломают лед


«Росморпорт» сможет арендовать финские ледоколы для работы в акватории Балтийского моря, следует из проекта распоряжения правительства, подготовленного Минтрансом. Транспортное ведомство должно «провести переговоры» с финской стороной и подписать соглашение «о взаимодействии в оказании услуг по ледокольной проводке судов в Балтийском море». Соглашение заключается «на неопределенный срок». Соглашение еще не подписано, сначала оно должно быть ратифицировано, поэтому подробности преждевременны, сказал представитель Минтранса. Получить комментарии Агентства транспорта Финляндии не удалось.

До сих пор российские судоходные компании не могли пользоваться иностранными ледоколами - это не позволяло законодательство. Теперь оно изменилось. Соглашение нужно, чтобы упростить процедуру привлечения ледоколов под иностранным флагом в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, как это было зимой 2010-2011 гг. в Финском заливе, рассказывает представитель Минтранса. Зимой 2011 г. резко снизилась температура, и более 100 судов не могли вовремя зайти в порты Финского залива из-за нехватки ледоколов. Автоконцерны Ford и Toyota, не получив вовремя комплектующих, вынуждены были приостановить производство в Ленинградской области.

По проекту Минтранса для аренды нужно будет получить заявку на ледокольную проводку. «Росморпорт», как и Агентство транспорта Финляндии, будет привлекать суда «на основании коммерческого договора». Аренда атомного ледокола - 3,3 млн руб. в сутки, дизель-электрического - 1,7-1,8 млн руб. в сутки, следует из материалов «Росморпорта». Финское агентство транспорта заработало в прошлом году на ледокольной проводке 34 млн евро. Сколько заработал «Росморпорт» - не известно.

Сколько ледоколов планируют арендовать «Росморпорт» и финское агентство транспорта друг у друга - не ясно. Представители этих структур на вопросы не ответили. По данным «Росморпорта», на Балтике сейчас работает пять линейных и девять портовых ледоколов мощностью от 4 до 30,4 МВт. Плюс в акватории Балтийского моря работает два атомных ледокола мощностью 75 МВт: «50 лет Победы» и «Россия». У Агентства транспорта Финляндии девять ледоколов (мощностью от 6 до 21 МВт), сообщает финский портал Baltic Icebreaking Management, ссылаясь на данные за 2012 г.

Хорошо, что Минтранс наконец разработал документ, позволяющий иностранным ледоколам работать в России, - пусть даже на это понадобилось несколько лет, рад сотрудник одной из стивидорных компаний, работающих на Балтике. «Росморпорт» и «Атомфлот» увеличивают и собственный ледокольный флот. В конце 2012 г. «Росморпорт» разместил заказы на строительство одного дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт и трех - мощностью 16 МВт на верфях ОСК. «Атомфлот» разместил заказы на строительство двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт.