Рынки: Грань между ведомствами


Я остановлюсь на вопросах антимонопольного регулирования отношений банка и страховщика. Позитивное влияние на рынок оказало продление срока действия постановления правительства об общих исключениях для отношений банков и страховщиков. Кроме того, банки получили право предъявлять дополнительные требования к страховщикам: оценивать качество их работы.

Другая проблема - «коллективное» страхование рисков заемщиков - была урегулирована президиумом ФАС. Он определил перечень оснований и доказательств, которые позволяют ФАС признать соглашение между банком и страховщиком антиконкурентным. Если же программа коллективного страхования была навязана клиенту, но конкуренция не ограничивалась, то такие случаи должны рассматриваться Роспотребнадзором.

Между функциями ФАС и Роспотребнадзора тонкая грань. Не редки случаи, когда по заявлению физлиц ФАС возбуждает дела об антиконкурентных соглашениях. При этом влияние соглашения между банком и страховщиком на состояние конкуренции не оценивается.

Важный вопрос - требования к СРО и объединениям страховщиков, занимающихся обязательным страхованием. Идея саморегулирования поддерживается участниками рынка и госорганами. Но вызывают серьезные опасения как у ФАС, так и у страхового сообщества принципы формирования и условия деятельности СРО. В частности, объединение в СРО не менее 30% осуществляющих данный вид деятельности организаций; разработка единых базовых стандартов, обязательных для всех СРО данного вида; возможность СРО предъявлять к своим членам дополнительные требования, не предусмотренные законами. Это может привести к злоупотреблениям со стороны более сильных игроков рынка.

Еще одна проблема - демпинг тарифов. Страховщики существенно снижают их, что в ряде случаев приводит к невыплате возмещения. Необходим ряд мероприятий, в том числе разработка методики оценки не только тарифа, но и финансового состояния страховщика.

Большие надежды бизнес-сообщества связаны с созданием на базе Банка России мегарегулятора. ФАС считает приоритетом заключение нового соглашения о взаимодействии с ЦБ, разработку порядка представления Банком России в антимонопольный орган уведомлений о приобретении акций компаний, акций и активов финансовых организаций по договорам репо, а также определение требований к объединениям финансовых организаций.