Тенденции: О поправках к поправкам


Внесенный правительством в Госдуму проект закона об отмене уведомительного контроля в сделках экономической концентрации пополнен новой порцией инициатив. Он неоднократно возвращался на доработку из правительства, было множество совещаний, проведена оценка регулирующего воздействия и даже получен отрицательный отзыв Минэкономразвития. Что же такого спорного или странного предлагает ФАС?

1. ФАС предлагает такие инновационные подходы в госрегулировании, как согласование создания унитарных предприятий в конкурентных секторах экономики (вернее, презюмируется отказ в таком согласовании по объективным причинам) или, например, исключение возможности признать компанию доминирующей на рынке, если ее доля менее 35%.

2. Отмена необходимости подавать уведомления по сделкам экономической концентрации.

Контроль на «мелководье» сам по себе можно было бы счесть административным барьером, поскольку почти одинаковый пакет документов готовится и для предварительного согласования, и для уведомления о сделке. А вот пороги в одном случае затрагивают крупный бизнес, в другом - средний и даже мелкий.

Концентрация на контроле за крупными сделками, влияющими на состояние конкуренции, позволит проводить более глубокий экономический анализ последствий каждой такой сделки.

3. Распространение институтов предупреждения и предостережения почти на все составы нарушений.

Таким образом, реализуется идея ФАС о том, что регулятор должен превратиться в орган предупредительного контроля. Бизнес получает возможность добровольно устранить нарушение без длительного рассмотрения дела и риска оборотного штрафа. Эти меры уже показали свою высокую эффективность - добровольно выполнено 75% предупреждений.

Оперативная реакция на потенциально нарушающую закон о конкуренции ситуацию - благо и для потребителя. Если институт предупреждения будет распространен и на ст. 14 закона (запрет на недобросовестную конкуренцию), то пресечение недобросовестной конкуренции перейдет в фазу защиты прав потребителей, пострадавших от введения в заблуждение относительно качества товара. Меры будут приняты быстро.

Снижение нагрузки на суды вследствие сокращения количества антимонопольных дел позволит высвободить ресурсы для более качественного рассмотрения иных категорий дел.

Не случайно в ФАС говорят и о «проблеме дачников». Высока доля дел от заявителей, чьи интересы ущемлены действиями монополиста вне связи с предпринимательской деятельностью и без ущерба конкуренции. Позиция ведомства уже нашла отражение в проекте.

4. Торговые практики. Для российских реалий важны общие правила игры на рынке, особенно таком динамичном, как розничный. Эта практика с подачи ФАС распространена и на такие закрытые отрасли, как минеральные удобрения и торговля нефтепродуктами.

5. Распространение антимонопольных требований только на обязательные торги спорно, но задумка очень своевременная.

6. Спорным, скорее даже преждевременным представляется вторжение в сферу интеллектуальной собственности - в частности, поправка о распространении антимонопольных требований на обращение товара в отрыве от объектов интеллектуальной собственности.

7. Позволят унифицировать практику поправки о новой роли президиума ФАС - пересмотр решений нижестоящих органов и наделение службы полномочиями давать разъяснения по вопросам правоприменения, возможно, в формате рекомендаций.

ФАС не ограничивается либерализацией законодательства. Служба активно взаимодействует с отраслевыми союзами и ключевыми игроками на различных рынках при формировании добросовестного делового бизнес-климата. Постепенно у многих игроков формируется понимание, что выгоднее соблюдать законодательство, установленные нормы и правила. Многие эксперты отмечают работу не для галочки совещательных органов при УФАС и многочисленных рабочих групп в центральном аппарате.

ФАС активно участвует в реализации 5 из 13 «дорожных карт», утвержденных правительством. По многим пунктам «дорожных карт» ФАС как соисполнитель уже опередила основных ответственных за подготовку нормативных правовых актов, снижающих административное давление на бизнес. Например, служба предлагает упростить и ускорить рассмотрение жалоб строителей. В отличие от иных решений и предписаний такие решения вступают в силу немедленно, и факт обжалования в суде не отменит обязанности городской администрации выдать разрешение на строительство в установленный Градостроительным кодексом срок.

По проекту поправок к ст. 178 Уголовного кодекса (недопущение, ограничение или устранение конкуренции) будет освобожден от уголовной ответственности тот, кто «первым из числа соучастников добровольно сообщил об этом преступлении, активно способствовал его раскрытию и (или) расследованию и возместил <...> ущерб или иным образом загладил причиненный вред, а также если в его действиях не содержится иного состава преступления». При видимой простоте процедуры освобождения от ответственности гендиректору и компаниям следует помнить, что состав статьи будет несколько расширен и наказуемым деянием станет не только создание картеля, но и участие в нем.