Реставраторы Мэдоффа

Бывший помощник Бернарда Мэдоффа, финансовый директор Madoff Family Foundation Фрэнк Дипаскали рассказал суду, как создавалась крупнейшая финансовая пирамида

Дипаскали сдался властям сразу после разоблачения мошеннической схемы в декабре 2008 г. и признал свою вину. Мера наказания для него пока не определена. Сам Мэдофф получил 150 лет лишения свободы и находится сейчас в федеральной тюрьме.

Дипаскали, имеющий лишь среднее образование, проработал в компании более 30 лет. На суде он давал показания против пяти других бывших сотрудников фонда, обвиненных в способствовании созданию пирамиды, просуществовавшей на рынке более трех десятилетий и лишившей своих клиентов почти $20 млрд. Эти пять сотрудников - Дэниел Бонвентре, Аннетт Бонджорно, Джоанн Крупи, Джером О'Хара и Джордж Перез. Все они отрицают свою вину.

По словам Дипаскали, все пятеро обвиняемых вместе с ним принимали непосредственное участие в подделывании отчетов. Его показания представляют собой наиболее детальное на сегодняшний момент описание того, каким образом действительно осуществлялась мошенническая схема Мэдоффа.

Инвестиционные сделки не проводились, а сотрудники компании большую часть времени занимались подделкой документов, чтобы убедить клиентов в получении ими прибыли. На суде было замечено, что сотрудники создавали транзакции из воздуха. «В буквальном смысле слова», - признал Дипаскали.

В начале 1990-х гг. Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование деятельности аудиторской компании Avellino & Bienes, инвестировавшей средства своих клиентов в пирамиду Мэдоффа.

Avellino & Bienes, аффилированная с его тестем, должна была предоставить отчеты обо всех своих счетах. Но самого Мэдоффа беспокоило, что кое-что в них может вызвать подозрение властей. Тогда документы о счетах за три года были подделаны дважды, рассказал Дипаскали. Во втором варианте отчетов изобличающих данных уже не было. Он и его коллеги создавали иллюзию безопасности инвестиций и писали, что Avellino & Bienes якобы владела пакетом казначейских облигаций на $86 млн.

Дипаскали объяснил, как происходил обман, а прокурор представил написанные от руки документы (предположительно от Аннетт Бонджорно) с указанием внести эти изменения.

Однажды сотрудники Мэдоффа убрали поддельные трейдинговые записи в холодильник, чтобы аудиторы не смогли почувствовать, что их только что достали из принтера. Аудитор из KPMG потребовал отчеты о ежедневных торговых операциях, чтобы убедиться, что компания действительно осуществляет те сделки, о которых говорилось в финансовых отчетах клиентам. У компании на этот случай уже были подготовлены поддельные отчеты за один день, однако аудитор распорядился показать ему отчеты за другой день, рассказал Дипаскали. Тогда аудитора пришлось отвлечь, чтобы остальные успели подделать эти документы. В какой-то момент Дипаскали обнаружил, что сотрудники перебрасывают друг другу отчеты, чтобы никто не догадался, что они были только что распечатаны.

«Все это было очень весело», - говорит он.