Иностранных пилотов пустят в Россию

Правительство готово разрешить иностранным пилотам работать в российских авиакомпаниях. Пока квота - 200 человек. Но хватит ли ее всем нуждающимся в пилотах авиакомпаниям - не ясно
«Аэрофлоту» удалось убедить правительство в том, что российской авиации необходимы пилоты-экспаты/ РИА Новости

В документе говорится, что к управлению российскими самолетами допустят 200 иностранцев, хотя в пояснительной записке к поправкам в закон отмечается необходимость ежегодного «пополнения летного состава на 1100-1500 человек». «Авиакомпаниям сложно обеспечить неуклонно возрастающую в последние годы потребность населения и экономики страны в авиационных перевозках», - отмечалось в материалах к заседанию правительства. Собеседник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний отмечает, что при разработке законопроекта «Аэрофлот» предлагал дать квоту в 800 человек, но Минтранс решил снизить ее и сделать «некий пробный период и посмотреть, как пойдет». Получить комментарии представителя Минтранса не удалось.

Вчера правительство одобрило проект закона, разрешающий российским авиакомпаниям нанимать пилотов с иностранным гражданством. Об этом сообщил министр «открытого правительства» Михаил Абызов, его слова передал ИТАР-ТАСС. «Закон носит временный характер, рассчитан до 2019 г.», - добавил Абызов. По его словам, мера касается подготовки в первую очередь командиров воздушных судов.

Представитель «Аэрофлота» отмечает, что сейчас авиакомпания нуждается в 134 командирах воздушных судов и при открытии квоты намерена пополнять свой штат за счет пилотов из Европы (Германии и Франции), а также стран СНГ (Белоруссии, Казахстана и Украины). Источник «Ведомостей», близкий к «Аэрофлоту», уточняет, что у компании хорошие отношения со школами пилотов немецкой Lufthansa и французской Air France. А представитель компании говорит, что дефицита не будет из-за перенасыщения рынка европейских летчиков и возможности субаренды пилотов.

Первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров (его слова передал представитель) отмечает, что сейчас дефицита кадров у компании нет, но с учетом темпов развития и выхода на пенсию некоторых командиров дефицит может возникнуть. «Мы готовы принимать 60-70 командиров воздушных судов в год», - добавляет он. Компания намерена готовить собственных командиров, брать на работу из других компаний и привлекать иностранных пилотов, говорит представитель компании. Представитель группы компаний S7 отмечает, что компания дефицита пилотов не наблюдает. Представитель «Ютэйр» на вопросы не ответил.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев при запуске лоукостера «Добролет» (см. врез) говорил, что бюджетная авиакомпания «в России не полетит», если законодательство не позволит, среди прочего, нанимать пилотов - резидентов иностранных государств.

Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров считает, что сейчас сложно судить, достаточно ли 200 иностранных пилотов. Авиакомпании изначально рассчитывали прогнозы, исходя из роста ВВП и увеличения пассажиропотока и грузооборота. Но сейчас темпы роста ВВП страны приближаются к нулю и через некоторое время авиакомпании ощутят на себе снижение объемов перевозок, считает Гусаров.

Гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак подчеркивает: объявленная квота в 10 раз ниже потребности. «Даже в Северной Корее летают иностранные пилоты», - говорит Рыбак. По его словам, в России низкий подоходный налог и высокие зарплаты для командиров воздушных судов, стандартный социальный пакет для летчиков - это сделает работу на российские компании привлекательной. Средняя зарплата пилотов в России - около 150 000-300 000 руб. в месяц, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В Европе средняя зарплата командира Boeing 737 NG - около $7000- 8000 (230 000-260 000 руб.), писал «Интерфакс» в середине ноября.