От редакции: Казус Ройзмана

Е.Разумный для Ведомостей

Предложение Евгения Ройзмана сделать Екатеринбург городом федерального значения - красивый пример соединения прагматики и оппозиционности, причем как по форме, так и по существу.

О том, что сверхцентрализация России - модель, тормозящая ее развитие как политически, так и экономически, говорят давно и многие. Экономисты, урбанисты, регионалисты - все в один голос утверждают, что сегодня децентрализация - единственный путь стимулировать развитие регионов. Сосредоточение полномочий и ресурсов в федеральном центре препятствует развитию крупных городов, лишая их возможности распоряжаться собственными доходами.

В ситуации, когда развитие региона зависит от налаженных отношений с федеральным центром, а не от региональной конъюнктуры, трудно говорить об эффективном самоуправлении. Это проблема управленческая. Главы муниципальных образований, не являющиеся самостоятельными фигурами и подчиненные губернаторам, едва ли могут стать инициаторами столь необходимых процессов децентрализации.

Все это, кстати, хорошо понимают на муниципальном уровне. Лекция Натальи Зубаревич о децентрализации на проведенном в октябре администрацией президента семинаре для мэров крупных городов вызвала, по отзывам очевидцев, громадный интерес и сочувствие аудитории.

В этих условиях инициатива екатеринбургского градоначальника выглядит крайне актуальной и весьма обнадеживающей. По словам Ройзмана, город на 70% формирует доходы областного бюджета, а потому вправе требовать больше прав для распределения этих средств. Эта проблема хорошо известна: непрозрачность и неподконтрольность распределения финансирования - один из главных недостатков сверхцентрализации.

В то же время дело не только в экономике: конфликт властей Екатеринбурга и области вокруг бюджета - логическое продолжение конфликта Ройзмана с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.

До сих пор конфликты мэров с губернаторами заканчивались отставкой мэров, но случай Ройзмана - уникальное исключение.

Тем интереснее, что екатеринбургский сценарий развивается в ситуации возвращения губернаторских выборов. Население больших городов - наиболее политически активный электорат в регионах, а потому модель, при которой популярные мэры будут избираться губернаторами, может стать реальностью. Особенно с учетом пропорций: население Екатеринбурга составляет четверть населения Свердловской области - 1,35 млн человек против 4,3 млн. В случае Новосибирска и области этот разрыв еще ниже - 1,4 млн против 2,7 млн.

К настоящему моменту в России два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. До сих пор идея присвоить российскому городу этот статус выдвигалась один-единственный раз, и связано это было с желанием усилить централизацию, а не ослабить ее. В 2010 г. фракция ЛДПР предлагала сделать городом федерального значения Сочи (население - 368 000, доходы бюджета в 2013 г. - 14 млрд руб., при этом бюджет Олимпиады уже превысил 950 млрд руб.).