Морской агнец

В прокат выходит «основанный на реальных событиях» триллер Пола Гринграсса «Капитан Филлипс» (Captain Phillips), в котором Том Хэнкс мужественно противостоит щуплым сомалийским пиратам
Герой Хэнкса объясняет пиратам, кто здесь главный/ outnow.ch

Участники инцидента, случившегося в марте 2009 г., уже публично заявили, что Гринграсс все переврал (статья в New York Post так и называется: «Члены команды: «Капитан Филлипс» - одна большая ложь»). Реальный Ричард Филлипс игнорировал инструкции по безопасности, подвел торговое судно Maersk Alabama слишком близко к сомалийским берегам, не предлагал себя в заложники и вообще делал все не так, как делает благородный герой Тома Хэнкса.

Но что такое унылая правда жизни рядом с правдой искусства? А правда искусства в том, что Том Хэнкс не может играть плохого человека. Или даже недостаточно хорошего, не вполне героического. Вот ответ всем очевидцам и прочим маловерам.

Поэтому при просмотре смущает не безупречное поведение капитана в драматической ситуации, а то, как эта ситуация возникла. Почему судно идет в таких опасных водах без охраны и даже без оружия на борту? (А потому, что капитан завел его в эти воды вопреки инструкциям. Но в художественной логике фильма такое объяснение невозможно, и это противоречие ставит зрителя в тупик.) Но если не задавать лишних вопросов и не ковыряться в фактах, то «Капитан Филлипс» - динамичное, напряженное жанровое кино. В нем чуть меньше увлекательности, чем в фильмах Гринграсса о спецагенте Борне. И заметно меньше политики, чем в других картинах Гринграсса («Кровавое воскресенье» о трагедии в Ольстере, «Потерянный рейс» о самолете, захваченном террористами 11 сентября 2001 года, «Зеленая зона» о грязных делах Пентагона в Ираке).

Но совсем без политики Гринграсс не обходится. Его пираты - тощие, но злющие, с калашниковым в руках - тоже заложники, заявляющие, что современный мир не оставил сомалийцам никакого ремесла, кроме разбоя. Добрый Том Хэнкс пытается объяснить им прелесть жизни мирного рыбака, на что пираты огрызаются в том смысле, что вы, проклятые капиталисты, сами всю нашу рыбу выловили. Но все понимают, что дело не в этом: гопота, которая напала на сухогруз, не может вернуться с пустыми руками, боссы не простят. Всю вторую половину фильма мужественный капитан проводит в тесной спасательной шлюпке с четырьмя пиратами, и тут уже не вполне понятно, кого больше жалеть. Потому что Хэнкса-то в Голливуде всегда спасут, а вот этих трясущихся заморышей с автоматами подтянувшийся спецназ сейчас профессионально ухлопает. А среди них один еще совсем мальчик. Между тем изрядно штормит, камеру трясет, зритель нервно вцепляется в подлокотники, чтобы не выпасть из кресла. Нет, прочь ложный гуманизм, все равно мы, конечно, за Хэнкса. Он там еще так плачет, что наверняка в шестой раз на «Оскара» номинируют.

В прокате с 5 декабря