Летные центры проверяют

Следственный комитет и Росавиация проверяют авиационные учебные центры. Следователи подозревают, что в некоторых из них выдают фиктивные свидетельства

Летные учебные центры есть у «Аэрофлота» (тоже имеет тренажеры), «Трансаэро», говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. По словам представителя «Трансаэро», в ее АУЦ проводится около 120 видов подготовки, пилоты самолетов иностранного производства проходят в этом центре теоретическую подготовку, а практическую - на тренажерах в учебных центрах за рубежом, сертифицированных иностранным авиапроизводителем (Boeing).

Сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России (СКР) провели обыски в Росавиации - изымались документы, связанные с подготовкой пилотов разбившегося в ноябре в Казани Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» (погибло 50 человек).

У следствия возникли сомнения по поводу деятельности уже ликвидированных авиационных учебных центров (АУЦ), рассказал «Интерфаксу» представитель СКР Владимир Маркин. О каком количестве АУЦ идет речь, Маркин не сказал. По его словам, командир разбившегося в Казани самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Росавиацией.

Росавиация готова содействовать следствию, заверил представитель агентства.

«У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты - а это прежде всего касается небольших авиакомпаний - получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку», - подчеркнул Маркин (цитата по «Прайму»).

В списке на сайте Росавиации - 102 сертифицированных ею АУЦ: вузы, центры при авиакомпаниях, авиазаводах, авиаклубах. В пятницу Росавиация заявила, что начала проверки АУЦ, а также пилотов, которые по госпрограмме в 2009 г. прошли переобучение с бортинженеров и штурманов на пилотов. Таких около 100, сообщил «Ведомостям» представитель Росавиации, проверка займет около месяца.

Пилоты разбившегося в Казани Boeing 737 прошли первоначальную летную подготовку в калужском и петербургском АУЦ в 2008-2009 гг. по государственной программе переобучения, но центры закрыты, а сертификаты аннулированы, передает «Прайм» слова главы Росавиации Александра Нерадько, а на Boeing 737 пилоты обучались в летном центре авиакомпании S7. Центр работает, он проводит как теоретическую, так и практическую подготовку - имеет тренажеры по управлению разными типами самолетов, включая Airbus, Boeing, рассказал представитель авиакомпании.

У авиакомпании «Татарстан» нет претензий к АУЦ, где проходили обучение пилоты разбившегося судна, сказал представитель авиакомпании: обучение проводилось по федеральной целевой программе, к тому же такие центры и сами пилоты ежегодно проверяются, сертифицируются Росавиацией.

Авиакомпании - как крупные, так и небольшие - никогда не возьмут пилота, если он не подтвердил профпригодность во время теоретических и практических экзаменов на тренажере, которые к тому же в обязательном порядке проводятся раз в полгода, продолжает Гусаров, а в США, например, не важно, где человек учился на пилота, главное - чтобы он прошел государственные экзамены. По мнению Гусарова, нужно решать фундаментальную проблему - слабость первичного авиационного образования в стране: оно монополизировано государством, а нужно допустить частные образовательные учреждения. Пока же авиакомпаниям приходится часто переобучать вчерашних выпускников, в итоге образование получается «золотым», замечает Гусаров.

Федеральная программа действовала в 2009-2010 гг., напоминает представитель Росавиации, вне ее было переобучено на пилотов из штурманов и бортинженеров около 370 человек. С 2011 г. были аннулированы сертификаты у 18 и приостановлены у 3 частных АУЦ, сообщает он. Оба пилота разбившегося в Казани самолета прошли переобучение в двух частных АУЦ - Калужском (был закрыт в конце 2008 г.) и Северо-Западном (закрыт в начале 2009 г.), говорит представитель Росавиации.