Неочевидная премия

Только четверть россиян твердо уверены, что получат премию по итогам года. Работодатели более оптимистичны: ежегодную премию проигнорируют не более трети компаний
А. Таранин

Лишь 27% работающих россиян, принявших участие в опросе исследовательского центра портала SuperJob, верят, что получат премию по итогам года. 44% респондентов сообщили, что в их компаниях такие премии не практикуют. А в 14% фирм, по словам сотрудников, премию не смогут выплатить из-за финансовых трудностей.

По сравнению с 2010 г. на 3 процентных пункта (с 41 до 44%) выросло число сотрудников, которые сообщают, что их работодатели вообще не считают нужным платить годовые премии, и на столько же (с 11 до 14%) - количество сотрудников, утверждающих, что их компании выдать годовую премию не позволяет тяжелая финансовая ситуация.

Дела неплохи

Работодатели уверяют, что никакие слухи о надвигающемся кризисе не заставят их отказаться от итоговых премий. По разным данным, премировать сотрудников планируют от 70 до 90% компаний.

Около 90% работодателей выплачивают бонусы по итогам работы за год - таковы данные обзоров заработных плат компании ЕY. «В 2010 г. на фоне посткризисных явлений некоторые компании не выплачивали годовые премии ввиду отрицательных финансовых результатов, но процент компаний, имеющих годовые премии в системе премирования, оставался неизменным, - поясняет Жанна Добрицкая, партнер EY, руководитель отдела Human Capital в СНГ. - Ряд компаний из-за антикризисных мер перешли на квартальное премирование, установив жесткую связь с краткосрочными финансовыми результатами. Но это скорее временные меры, а не системное изменение в практике вознаграждения работников. В последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию к внедрению именно годового премирования сотрудников, в первую очередь управленческого звена».

Результаты опроса тысячи работодателей от SuperJob менее оптимистичны. От вознаграждений по итогам года откажутся в 29% компаний, 7% сделать это заставил кризис.

В этом году выплата премий особенно актуальна, убеждена Юлия Скороходова, генеральный директор многопрофильной сервисной компании «Волга-тур»: «Все и так застрессованы информацией о надвигающемся кризисе, и мы хотим дать сотрудникам надежду на будущее и хоть какую-то финансовую гарантию и уверенность в завтрашнем дне. Важно показать людям, что мы их ценим и признаем их вклад в развитие компании».

Всем сестрам

В 18% российских компаний годовую премию планируют выплатить всем без исключения, еще в 21% организаций - особо отличившимся работникам или целым подразделениям. Премию всем сотрудникам в этом году работодатели выплачивают на 3% чаще, чем в прошлом, а лишь избранным и особо отличившимся - на столько же реже.

«В этом году бонусы будут выплачены менеджерам, которые выполнили не только план, но и KPI по развитию, т. е. реализовали проектную инициативу, - раскрывает планы Леонид Шляпников, генеральный директор «Совтрансавтоэкспедиции». - Рост в условиях рецессии может дать только развитие портфеля перспективных проектов. Поэтому и руководителей мы мотивировали именно так».

«Крупные компании в основном уже перешли на бонусы, привязанные к результату. Поэтому если компания не достигает запланированной прибыли из-за кризиса, то и размер премий автоматически уменьшается», - поясняет Светлана Грайхе, директор по операционной деятельности Ward Howell.

«Размер бонуса зависит как от результатов деятельности, так и от должности сотрудника. Для сотрудников среднего управленческого звена размер бонусных выплат в этом году составил 21% от размера годовой базовой заработной платы, у руководителей высшего звена этот показатель существенно выше», - рассказывает Добрицкая.

По оценке EY, уровень фактического размера годовых премий в этом году оказался равен (либо чуть ниже) запланированному.

Обойдутся малым

Почти четверть работодателей до сих пор не определились, будут ли они премировать сотрудников в этом году. Многие отложили решение вопроса до весны. Лишь 7% работодателей премировать сотрудников не намерены.

«Сохранение рабочего места в этом году и есть сама «премия», - сурова Наталья Яковлева, президент ГК «Авис», в текущем году ее компания пережила сокращение персонала и выведение части работ на аутсорсинг. - Наши сотрудники благодарны, что я сохраняю им прежний уровень оплаты труда. Текущий год был не самым доходным для сельскохозяйственного рынка».

Грайхе знает компании, которые в этом случае совсем отказываются от премирования по итогам года, но говорит, что таких меньшинство. «Часть наших клиентов, наоборот, уверены, что в кризис нужно достойно и в полной мере платить топ-менеджменту, чтобы он сплотился и провел компанию через кризис. А необоснованное урезание премий за уже достигнутый результат резко снижает мотивацию», - добавляет Грайхе.

В любом случае изменения привычной системы планирования должны сопровождаться коммуникационной кампанией, советуют в Ward Howell. Иначе на фоне информационного вакуума возникают страшные слухи о том, что все деньги присвоили себе первые лица, поэтому сотрудникам премий не досталось.