РЖД сэкономила на сотрудниках
Топ-менеджеры РЖД, как и простые работники компании, ежемесячно уходят в трехдневные неоплачиваемые отпуска. Эта мера позволила монополии сэкономить 3,8 млрд руб.В этом году «мы выложили из кармана работников административного аппарата 3,8 млрд руб.», заявил вчера президент РЖД Владимир Якунин (цитата по ИТАР-ТАСС). На прошлой неделе он объявил, что компания предложила работникам центрального офиса и не занятым в обеспечении безопасности движения перейти на неполную рабочую неделю. Таковых оказалось 27% от штатной численности. Всего в компании работает более 1 млн человек.
Сотрудники компании берут неоплачиваемые отпуска на три дня в месяц с октября, говорит представитель РЖД. Такая же практика была и в мае. Причем в неоплачиваемые отпуска ушли не только рядовые сотрудники компании. Так же поступили и все топ-менеджеры РЖД, включая правление и начальников департаментов, говорит представитель монополии. Будет ли эта мера применяться в следующем году, еще не решено, подчеркивал Якунин.
Всего в 2013 г. РЖД планирует сэкономить 105,7 млрд руб., следует из доклада компании вице-премьеру Игорю Шувалову (его копия есть у «Ведомостей»).
Руководство РЖД неоднократно заявляло о планах сокращения издержек. В 2014 г. монополия планирует сэкономить 89,4 млрд руб., следует из пояснительной записки к финансовому плану компании на 2014 г. Основные меры оптимизации затрат: сокращение численности сотрудников на 3% (даст 7,6 млрд руб.), отказ от индексации зарплаты (9,8 млрд руб. с учетом страховых взносов), снижение стоимости закупок на 10% и сокращение программы капитального ремонта пути (36,1 млрд руб.). Но не со всеми поставщиками РЖД удается договориться. По словам Якунина, пока договориться о замораживании цен удалось только с Evraz (монополия закупает у него рельсы).
Сокращения издержек от монополии требует и правительство. В начале декабря Минэкономразвития предложило монополиям, в том числе и РЖД, сократить капитальные и операционные затраты на 10% в год в течение пяти лет. За базу берется 2012 год. Но президент РЖД вчера заявил, что расходы монополии все равно будут расти. Среди основных причин он назвал увеличение налоговой нагрузки. В первом полугодии 2013 г. операционные затраты железнодорожной монополии выросли почти на 20% - до 794,2 млрд руб., говорится в отчетности по МСФО РЖД за шесть месяцев. Основная причина роста расходов - «консолидация» логистической компании Gefco (РЖД купила ее у французской Peugeout-Citroen в конце 2012 г.). Доходы Gefco, по данным РЖД, в первом полугодии составили 85,7 млрд руб., а расходы - 81 млрд руб. Другой фактор роста расходов РЖД - отмена льгот по налогу на имущество в отношении инфраструктуры, говорится в материалах компании, это привело к дополнительным расходам РЖД на 5,1 млрд руб. Причем платежи компании будут расти вплоть до 2016 г., когда станет происходить постепенная отмена льгот по налогу на имущество. В целом налоговая нагрузка на РЖД в 2013 г. может вырасти на 11,4 млрд руб., следует из материалов компании. Операционные расходы РЖД (с учетом расходов «дочек») с 2008 г. снизились только в кризисном 2009 году - на 8% до 999 млрд руб. (см. график).
РЖД стоит задуматься и о сокращении расходов «дочек», говорит генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Впрочем, сотрудник Минэкономразвития сказал, что министерство устраивает подготовленный РЖД план сокращения расходов на 2013-2014 гг. Дополнительных требований чиновники выдвигать не будут, обещает он.