РЖД сэкономила на сотрудниках

Топ-менеджеры РЖД, как и простые работники компании, ежемесячно уходят в трехдневные неоплачиваемые отпуска. Эта мера позволила монополии сэкономить 3,8 млрд руб.
Владимир Якунин получил в этом году 12 дополнительных дней отпуска/ Д. Абрамов/ Ведомости

В этом году «мы выложили из кармана работников административного аппарата 3,8 млрд руб.», заявил вчера президент РЖД Владимир Якунин (цитата по ИТАР-ТАСС). На прошлой неделе он объявил, что компания предложила работникам центрального офиса и не занятым в обеспечении безопасности движения перейти на неполную рабочую неделю. Таковых оказалось 27% от штатной численности. Всего в компании работает более 1 млн человек.

Сотрудники компании берут неоплачиваемые отпуска на три дня в месяц с октября, говорит представитель РЖД. Такая же практика была и в мае. Причем в неоплачиваемые отпуска ушли не только рядовые сотрудники компании. Так же поступили и все топ-менеджеры РЖД, включая правление и начальников департаментов, говорит представитель монополии. Будет ли эта мера применяться в следующем году, еще не решено, подчеркивал Якунин.

Всего в 2013 г. РЖД планирует сэкономить 105,7 млрд руб., следует из доклада компании вице-премьеру Игорю Шувалову (его копия есть у «Ведомостей»).

Руководство РЖД неоднократно заявляло о планах сокращения издержек. В 2014 г. монополия планирует сэкономить 89,4 млрд руб., следует из пояснительной записки к финансовому плану компании на 2014 г. Основные меры оптимизации затрат: сокращение численности сотрудников на 3% (даст 7,6 млрд руб.), отказ от индексации зарплаты (9,8 млрд руб. с учетом страховых взносов), снижение стоимости закупок на 10% и сокращение программы капитального ремонта пути (36,1 млрд руб.). Но не со всеми поставщиками РЖД удается договориться. По словам Якунина, пока договориться о замораживании цен удалось только с Evraz (монополия закупает у него рельсы).

Сокращения издержек от монополии требует и правительство. В начале декабря Минэкономразвития предложило монополиям, в том числе и РЖД, сократить капитальные и операционные затраты на 10% в год в течение пяти лет. За базу берется 2012 год. Но президент РЖД вчера заявил, что расходы монополии все равно будут расти. Среди основных причин он назвал увеличение налоговой нагрузки. В первом полугодии 2013 г. операционные затраты железнодорожной монополии выросли почти на 20% - до 794,2 млрд руб., говорится в отчетности по МСФО РЖД за шесть месяцев. Основная причина роста расходов - «консолидация» логистической компании Gefco (РЖД купила ее у французской Peugeout-Citroen в конце 2012 г.). Доходы Gefco, по данным РЖД, в первом полугодии составили 85,7 млрд руб., а расходы - 81 млрд руб. Другой фактор роста расходов РЖД - отмена льгот по налогу на имущество в отношении инфраструктуры, говорится в материалах компании, это привело к дополнительным расходам РЖД на 5,1 млрд руб. Причем платежи компании будут расти вплоть до 2016 г., когда станет происходить постепенная отмена льгот по налогу на имущество. В целом налоговая нагрузка на РЖД в 2013 г. может вырасти на 11,4 млрд руб., следует из материалов компании. Операционные расходы РЖД (с учетом расходов «дочек») с 2008 г. снизились только в кризисном 2009 году - на 8% до 999 млрд руб. (см. график).

РЖД стоит задуматься и о сокращении расходов «дочек», говорит генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Впрочем, сотрудник Минэкономразвития сказал, что министерство устраивает подготовленный РЖД план сокращения расходов на 2013-2014 гг. Дополнительных требований чиновники выдвигать не будут, обещает он.