Ненужное искусство

Седьмая церемония награждения премией Кандинского оказалась скромнее всех предыдущих. Что объясняется незавидным общественным положением нашего современного искусства
Премию Кандинского вручали под «Черным квадратом»/ С. Портер/ Ведомости

Лауреатом в главной номинации премии Кандинского (денежное выражение - 40 000 евро) - за лучший проект года - стала Ирина Нахова. И это справедливо. Неоднократная номинантка на этот раз показала не только умную, но и страстную работу, что ей, рассудочной интеллектуалке, свойственно не было. «Это мои счеты с историей, осмысленные через историю моей семьи - бабушки, расстрелянного дедушки, мамы-папы и прошлой меня», - пишет Нахова в экспликации, не понимая, что стало с ее страной, люди в ней живут «без памяти и без истории». Две увеличенные архивные групповые фотографии, где лица фигуристок и мужчин в казенных костюмах зачеркнуты или закрыты красными мусорными мешками, плюс видео с семейными фотографиями разных лет - очень жесткое, шокирующее высказывание. Особенно на фоне нынешнего толерантного отношения к сталинским репрессиям.

Небольшую в денежном выражении - 10 000 евро - премию молодому художнику на этот раз разделили между иронично-меланхолическими фотографиями Тимофея Парщикова и скучным видео с разговорами молодых людей про революцию Евгения Гранильщикова. Тут нельзя, конечно, не заметить, что предлагать свою работу (а на премию Кандинского художники сами себя выдвигают) на конкурс сыну члена жюри некорректно. Ольга Свиблова, правда, впервые на церемонии награждения премией Кандинского не присутствовала. Парщиков - тоже, но его уважительную причину - снимает фильм в Китае - озвучили.

Церемония награждения вот уже семь лет становится на Кандинском суперспектаклем, который организаторы величают перформансом. В лучшие, первые, годы премии на сцену выходили звезды мирового contemporary art, а в зале сидели очень почетные гости - руководитель государственного телеканала, известный кинопродюсер, банкир-коллекционер (он был и в этом году). Но потом на наше современное искусство наступил экономический кризис, затем оно вышло из моды и стало мишенью для воинствующих православных. В этом году и министр культуры отзывался о нем осторожно неодобрительно. А основатель премии Шалва Бреус закрыл журнал «Арт хроника», как говорит, потому что денег нет.

Так что спектакль на этот раз вышел скромным, но в нем солировала доктор искусствоведения Александра Шатских. Самый авторитетный в мире специалист по Казимиру Малевичу прочла блистательный текст о великом «Черном квадрате».