GSK не будет платить врачам

GlaxoSmithKline одной из первых среди крупнейших фармкомпаний мира обещает отказаться от практики платежей врачам, продвигающим ее продукты

GlaxoSmithKline (GSK) прекратит платить специалистам в области здравоохранения, которые могут выступать от лица компании перед аудиторией, если ее представители могут выписывать лекарства или влиять на этот процесс, говорится в опубликованном вчера заявлении компании. Компания также не будет оказывать финансовую помощь напрямую специалистам для участия в медицинских конференциях (а вместо этого будет финансировать обучение через независимые системы грантов), начислять бонусы сотрудникам своих отделов продаж за назначение ее препаратов врачами и использование их в клиниках, а с 2016 г. не станет платить и медицинским экспертам за продвижение ее препаратов на международных конференциях. «Мы обязаны обеспечивать врачей информацией о наших лекарствах, но это должно происходить ясно, прозрачно и без конфликта интересов», - приведены в сообщении слова главного исполнительного директора GSK Эндрю Уитти.

GSK, вероятно, первой среди крупных фармацевтических компаний пошла на такой шаг (хотя и другие, возможно, рассматривают аналогичные шаги) и сделала она это в особо сложное для себя время, указывает The New York Times (см. врез). «Мы надеемся, что другие компании последуют примеру GSK», - приводит Reuters слова Фионы Годли, редактора British Medical Journal и участника кампании против излишнего влияния фармацевтов на медицинскую практику.

Фармкомпании ежегодно тратят миллиарды долларов на маркетинг, в том числе предлагая врачам пообедать во время презентации своей новой продукции, платя им деньги за консультации о заболеваниях или финансируя исследования, писала Financial Times (FT). Некоторые медицинские специалисты получают сотни тысяч долларов в год, но в среднем выплаты одному врачу составляют $1700 в год, писала FT со ссылкой на данные исследования Джозефа Энгельберга и Кристофера Парсонса из Rady School of Management Университета Калифорнии в Сан-Диего и Натана Теффта из School of Public Health при Вашингтонском университете. Американские врачи, получающие вознаграждение от фармкомпаний, в 2 раза чаще назначают продукцию именно их производства, выяснили они. Типичный врач назначает препарат, произведенный одной из топ-10 фармкомпаний, с вероятностью 13% (выборка 334 000 докторов). Но среди 193 000 врачей, получивших определенное вознаграждение или поощрение от фармкомпаний, вероятность выросла почти до 30%, указывали авторы исследования.

GSK в 2012 г. заплатила врачам $97,1 млн, на 20% меньше, чем годом ранее, пишет The Wall Street Journal (WSJ).

В 2011 г. AstraZeneca уже предпринимала аналогичные шаги, перестав оплачивать врачам участие в международных конференциях, но тогда ее примеру никто не последовал, напоминает Reuters. Оплата врачам участия в международных конференциях «была традиционной практикой, а теперь считается сомнительной», говорил в 2011 г. в интервью «Ведомостям» Дэвид Бреннан, занимавший тогда пост главного исполнительного директора компании.

В России с 1 января 2012 г. врачам запрещено принимать сотрудников фармкомпаний в рабочее время и участвовать в мероприятиях, организованных одним производителем лекарств (кроме клинических исследований). Это произошло после того, как в 2009 г. занимавший тогда пост премьер-министра Владимир Путин сообщил, что между частью врачебного сообщества и производителями лекарств, прежде всего иностранными, сложились «явно ненормальные отношения»: концерны спонсируют мероприятия для врачей «с выездом на теплые моря» и доплачивают врачам за назначение своих препаратов. Но число визитов медпредставителей к врачам снижается крайне незначительно, говорил ранее директор по стратегии Synovate Comcon Герман Иноземцев.