Лучшее место для безопасного поражения

Элитные западные бизнес-школы на фоне падения интереса к традиционному МВА стали активно развивать обучение предпринимательству. Но пока неясно, чья программа лучше
Эксперты считают, что Стэнфорд - лучшее место для того, чтобы учиться и предпринимательству в том числе/ Ony Avelar/ Bloomberg

Стив Каплан, профессор финансов и предпринимательства из школы бизнеса Booth Чикагского университета, готов заверить любого, что его учебное заведение - лучший выбор для молодого предпринимателя. В доказательство он приводит созданные студентами вуза частные предприятия. Это и фирма по доставке еды GrubHub, которая в этом году слилась с компанией Seamless, и фирма Braintree Solutions, специализирующаяся на проведении онлайн-платежей с помощью кредитной карты (в сентябре ее за $800 млн купила eBay).

В то же время выпускники Стэнфордской бизнес-школы уверяют, что искусству предпринимательства лучше обучаться именно в их учебном заведении. Они приводят в пример такой удачный проект, как Palo Alto Delivery (название торговых точек - DoorDash), компанию по доставке еды, основанную в 2013 г. студентами MBA-школы и получившую инвестиции в размере $2,4 млн. Они напоминают также, что 18% выпускников прошлого года открыли свое дело.

А студенты Уортонской бизнес-школы Пенсильванского университета на все лады расхваливают свой университетский бизнес-инкубатор и компании, которые оттуда вышли, например Warby Parker, фирму по продаже модных очков, основанную в 2010 г. выпускниками школы.

Дети инкубатора

Многие бизнес-школы сегодня хотят выглядеть идеальным местом для открытия новой компании. Традиционные MBA-курсы теряют популярность, и школы все чаще ориентируются на кандидатов с предпринимательской жилкой. Они вводят в программы новые дисциплины, предлагают студентам соревнования за создание лучшего бизнес-плана, строят бизнес-инкубаторы и создают исследовательские центры по проблемам предпринимательства. Но как студенту понять, какую школу лучше выбрать, если он хочет открыть свое дело?

Школы всячески расхваливают успешные компании, вышедшие из их университетских инкубаторов. Бизнес-школа Booth Чикагского университета насчитала по меньшей мере восемь успешных предприятий, основанных в прошлом году ее студентами. Все эти компании прошли процесс слияния и поглощения с более крупными игроками рынка. По мнению Каплана, по большей части студенческие предприятия обязаны своим успехом скрупулезной работе, интенсивному коучингу и атмосфере здоровой конкуренции, сложившейся в школьном бизнес-инкубаторе New Venture Challenge, который был создан для обучения студентов.

В рамках программы предприниматели и инвесторы выбирают 30 самых многообещающих проектов из 100 предложенных. В ходе обучения авторы выбранных проектов корректируют и совершенствуют бизнес-планы, учатся преподносить свое детище инвесторам и налаживать с ними отношения. Студенты, представившие лучшие бизнес-планы, получают $200 000 в денежной форме плюс возможность бесплатно воспользоваться рядом услуг. В прошлом году несколько проектов были немного похожи на победителя конкурса 2006 г. - проект GrubHub. Поэтому Каплан представил авторов новых проектов руководству GrubHub. «Даже если вы не сможете начать свое дело, вы все равно получите большой опыт. Мы здесь для того, чтобы вас учить», - говорит Каплан.

На стыке дисциплин

Лучшие идеи, как правило, рождаются на стыке учебных дисциплин. Возможно, будущим предпринимателям стоит рассматривать бизнес-школы, студенты которых живут и учатся в одном кампусе со студентами медицинских или инженерных программ. Например, центр инноваций и предпринимательства Университета Карнеги - Меллона совмещает в себе обучение бизнесу и компьютерным наукам.

Еще один важный критерий при выборе школы - это активная предпринимательская деятельность студентов в самом кампусе, говорит Кандида Браш, директор по исследованиям центра по проблемам предпринимательства им. Артура Бланка Бэбсон-колледжа. Сейчас в бизнес-инкубаторе Бэбсон-колледжа более 400 студентов ведут технико-экономические изыскания. Они учатся создавать управленческие команды и создают прототипы продуктов.

В Уортоне тоже есть аналогичная программа под названием Venture Initiation Program. Она предлагает компаниям, которые создали студенты, место для офиса, консалтинговые услуги и возможность обзавестись нужными контактами. Сейчас в бизнес-инкубаторе проходят обучение и практику более 50 студентов.

Поддаться влиянию

Райан Франкель, выпускник Уортонской бизнес-школы 2012 г. и соучредитель бюро переводов Verbalizelt, уверяет, что именно в бизнес-инкубаторе научился понимать, что работает, а что не работает в бизнесе. После окончания школы Франкель и его партнер обосновались в бизнес-инкубаторе TechStars. Они обзавелись там многочисленными знакомствами и уже в октябре 2012 г. получили инвестиции в размере $1,5 млн. Франкель говорит, что до сих пор частенько обращается к старым знакомым из Уортона за советом, так как считает их настоящими профессионалами.

Финеас Барнес, партнер венчурного фонда First Round Capital и выпускник Уортона 2009 г., помогает только тем выпускникам, чьи компании уже получили финансирование. По его словам, инвесторы довольны, что школы серьезно относятся к вопросам предпринимательства. Тем не менее он с некоторой иронией относится к тому, что бизнес-школы считают нужным формально обучать студентов предпринимательству еще до того, как те открыли свое дело.

Инвесторы таких компаний, как, например, Sierra Ventures и TA Associates (многие из них сами окончили бизнес-школы), проводят много времени в кампусе Стэнфорда. Они не просто читают отдельные лекции, но и постоянно обучают и консультируют студентов, говорит Стефанос Дзениос, преподаватель Startup Garage, одного из ведущих курсов по предпринимательству в бизнес-школе. «Здесь царит предпринимательская атмосфера. Трудно избежать ее влияния», - полагает он.

Место силы

Но самое главное даже не в том, чтобы создать в стенах бизнес-школы жизнеспособную компанию. Гораздо важнее то, что кампус - это безопасное место для поражения. «Мы можем научить наших студентов эффективно распоряжаться капиталом и выяснять, насколько жизнеспособна их идея. Если они не преуспели, они могут легко закрыть компанию, не затратив лишних ресурсов и не потерпев настоящего поражения», - говорит Дзениос.

Предприниматель Амит Ахарони считает, что его нынешний успех напрямую связан с той неудачей, которую он потерпел некогда в Стэнфорде. В 2010 г. тогдашний студент MBA-школы проходил курс предпринимательства и решил создать сайт рекомендаций путешественникам. Три месяца он вместе с партнером, студентом факультета компьютерных наук, тестировал свой новый продукт и консультировался с профессорами и топ-менеджерами. Когда стало ясно, что новый сайт нерентабелен, партнеры переориентировались на рынок морских и речных круизов и продолжили заниматься этим после окончания бизнес-школы. В 2011 г. их компания CruiseWise получила инвестиции в размере $1,65 млн. В этом году ее купила TripAdvisor.