Девочка ищет отца

В прокат вышла мелодрама «Развод в большом городе» - фильм не столько про развод, сколько про то, что и отцы и матери часто вовсе не люди, которые вовремя спарили сперматозоид с яйцеклеткой
Маленькая героиня присутствует в каждом эпизоде, а на взрослых мы смотрим ее глазами/ Кино без границ

В оригинале «Развод в большом городе» называется «Что знала Мейзи» (What Maisie Knew), и это экранизация классического романа Генри Джеймса - писателя, мало известного в России. Действие режиссеры Скотт Макгихи и Дэвид Сигел переносят в наши дни, но сюжетную канву если и меняют, то осторожно: это все та же история про маленькую девочку, которую, как горячую картофелину, перебрасывают друг другу из рук в руки взрослые.

Мать, малоизвестная стареющая американская рок-певица (великолепная Джулианна Мур), и отец, британский арт-дилер (Стив Куган), решают расстаться навеки. В процессе развода они орут друг на друга, употребляя нецензурные слова, и отправляются в суд, чтобы там драться за дочку. Многих подробностей бракоразводного процесса мы не видим, потому что вообще вся история рассказана с точки зрения Мейзи: малютка присутствует в каждом кадре и фильм собран из тех кусочков информации, которые до нее доходят.

Развод родителей считается для детей очень болезненным событием, но по Мейзи не скажешь, чтоб она особенно мучилась. В конце концов, мама и папа живы и более-менее рядом. Более-менее - потому что ни той ни другому дочь на самом деле совершенно не нужна. Ее очень удобно использовать в качестве аргумента в суде. С ее помощью удобно делать друг другу больно. Однако настоящих родительских чувств герои Мур и Кугана к малышке не испытывают.

Сразу после развода они заводят новые семьи: папа Мейзи женится на няне дочери, а мама выскакивает замуж за первого попавшегося бармена. Это тоже сделано не по большой любви, а скорее на волне эмоций, на отходняке от бешеной ссоры. Тут вообще включается много психологических механизмов, в которых иной режиссер начал бы копаться с огромным увлечением, но Макгихи и Сигел себе этого не позволяют - просто в силу того, что маленькая Мейзи не разбирается в играх, в которые играют люди. (Это, кстати, приятно - зрителя здесь точно не считают за дурака и позволяют ему самому по отдельным фразам, взглядам и воплям достраивать образы взрослых героев и ту ситуацию, в которой запутались родители девочки.)

Отчим Мейзи, бармен по имени Линкольн (Александр Скарсгард, с течением времени все больше похожий на прекрасного шведского актера Стеллана Скарсгарда, сыном которого как раз и является), при первом появлении в кадре кажется основательно выпившим - но, верней всего, он просто очень расслабленный и приятный человек. С того момента как Мейзи начинает с ним общаться, фильм превращается в историю нежной, искренней... даже не дружбы, а - что уж там - любви шестилетней девочки и взрослого человека. Все становится еще веселее, когда мачеха Мейзи - та самая няня (Джоанна Вандерхэм) - вдруг понимает, что вышла замуж за британского арт-дилера по молодости и дурости. И начинает заглядываться на бармена. А он на нее. И вот так Мейзи находит новых папу и маму.

Название «Развод в большом городе» выглядит дурацким прежде всего потому, что это картина не про развод; про процесс расторжения брака и распилки ребенка был «Крамер против Крамера», а в истории маленькой Мейзи важно другое. Это картина про то, что подлинные отцы и матери зачастую не те люди, которые в свое время скомбинировали сперматозоид с яйцеклеткой, а те, которые тебя по-настоящему любят и в которых ты видишь опору (точно так же настоящими братьями и сестрами в жизни многих людей оказываются их друзья, в какой-то момент встреченные на пути, а вовсе не те, с кем они чисто технически разделяли утробу). Идея эта, возможно, неортодоксальная, но, черт побери, верная: маленькая Мейзи не даст соврать. И если в другом фильме сюжет развивался бы с драматическими поворотами (мать или отец начали бы детонировать и требовать, чтоб новые родители отдали им дочь), то здесь герой Стива Кугана просто самоустраняется в Британию («дочка, тебе туда не надо, там очень холодно»), а Джулианна Мур, поискрив, пошипев, чуть-чуть побрызгав слюной и слезами, дарит ей игрушечного пони в натуральную величину и убегает восвояси: она же певица, у нее турне.

А Мейзи бежит по пирсу - новые папа и мама обещали покатать ее на лодке. И новые родители бегут за ней. И лодка - вот она, рядом. И Мейзи абсолютно счастлива.