Окно в Москву из Сибири

В Новосибирске прошел X Рождественский фестиваль искусств, в этом году сделавший ставку на показ самых сильных московских спектаклей
Рижская «Соня» стала исключением из московского контекста/ Новый Рижский Театр

Не изменив традиции, в Новосибирске снова провели фестиваль, который еще с 90-х принято считать самым крупным за Уралом. Правда, в последние годы Рождественский фестиваль уже не уникальное для русской провинции событие. Фестивальный бум, свидетелями которого мы стали, привел к жесткой конкуренции за хорошие спектакли. Взять, например, соседний Омск: возникший там несколько лет назад международный фестиваль «Академия» умеет залучить в свою программу сильные европейские постановки, выигрывая за них битву даже у своих московских и петербургских коллег. Волковский фестиваль в Ярославле, Платоновский фестиваль в Воронеже, «Пространство режиссуры» в Перми - вот лишь несколько сильных соперников, с которыми теперь приходится делить поляну.

Впрочем, куда более серьезным конкурентом для «Глобуса», проводящего Рождественский фестиваль, служат не далекие Воронеж и Пермь, а новосибирский театр «Красный факел», который с 2010 г. устраивает у себя фестиваль сибирских, уральских и дальневосточных спектаклей «Ново-сибирский транзит». Возможно, из-за этого в программе X Рождественского фестиваля практически отсутствовали постановки из других городов России, как это бывало в прошлые годы. Зато новосибирскому зрителю дали возможность увидеть массу по-настоящему сильных спектаклей из Москвы: среди них - «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова (Театр Пушкина), «Ничья длится мгновение» в постановке Миндаугаса Карбаускиса (РАМТ), «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» в постановке Валерия Фокина («Сатирикон»). Целую гастрольную подборку предъявил зрителям Московский театр кукол имени Образцова - начиная с легендарного «Необыкновенного концерта» и заканчивая прошлогодним «Снеговиком», которому этой весной досталось сразу несколько «Золотых масок». Европейские театры в программе Рождественского фестиваля почти отсутствовали, но директор «Глобуса» Татьяна Людмилина может гордиться тем, что сумела показать новосибирцам замечательный спектакль Алвиса Херманиса «Соня» по повести Татьяны Толстой, поставленный в Новом Рижском театре.

Новосибирск