Бастрыкин поймает на слове

Следственный комитет берет на вооружение новые технологии: следователи научатся определять ложь по голосу, в том числе дистанционно
М. Стулов/ Ведомости

Следственный комитет (СКР) объявил конкурс на поставку системы контроля психоэмоционального состояния человека на основе анализатора речи. Система оценивается в 745 000 руб. Оборудование предназначено для выявления стресса по голосу, следует из документов, опубликованных на сайте госзакупок. Также оно позволяет выявлять причины стресса: человек говорит правду, лжет, не уверен в сказанном. Анализ разговоров можно будет проводить как в записи, так и в режиме реального времени, а телефонный коннектор, который соединяет компьютер с телефоном, позволит следователям снимать показания дистанционно. Технология предусматривает запись и отображение «бессознательной реакции говорящего субъекта в ходе беседы», а также оценку степени достоверности отдельных частей разговора.

Как уточнил сотрудник пресс-службы СКР, оборудование будет использоваться при проведении исследований с использованием полиграфа (детектора лжи). Новая система, применяемая параллельно с полиграфом, позволит повысить достоверность информации, получаемой в ходе следственных мероприятий, подчеркивают в пресс-службе ведомства.

Сотрудник следственного департамента МВД говорит, что его ведомство такой техникой не располагает.

Такая технология известна, но в судебной практике у нее перспектив нет, считает главный эксперт Центра специальных исследований и инициатив Андрей Лосев. По его словам, методика выявления стресса по голосу используется в основном в оперативно-розыскных мероприятиях - например, для предотвращения террористической угрозы в аэропортах. Но к разряду экспертных она не относится - назвать ее объективной и научной можно с большой натяжкой. Анализатор речи может дать подсказку следователю во время допроса, данные такого исследования можно использовать как средство психологического давления. Он вполне приемлем как средство сбора косвенных улик, но перспективы использования таких данных в качестве доказательства на судебном процессе нет никакой, уверен эксперт.

Ведомство Александра Бастрыкина сейчас активно оснащает свои подразделения различной техникой, отмечает адвокат Владимир Жеребенков. Раньше следователи прибегали к услугам экспертных лабораторий, но сейчас упор делается на собственные силы, и это неудивительно - тогда исследования покажут стопроцентно «правильный» результат, подчеркивает он. Адвокат говорит, что его клиентам сейчас постоянно предлагают пройти проверку на детекторе лжи, но он категорически не рекомендует это делать. Уголовно-процессуальный кодекс не рассматривает результаты таких исследований как доказательство, но судья может учесть мнение специалиста - и зачастую именно так и происходит.