Больше 150 евро не посылать

Российские власти хотят снизить порог беспошлинных закупок в зарубежных онлайн-магазинах с 1000 до 150 евро. В большинстве случаев россияне сейчас укладываются в 200 евро
Чиновники обратили внимание на то, что «Почта России» стала каналом беспошлинной торговли/ C. Портер/ Ведомости

Минфин предложит снизить не облагаемую пошлиной сумму покупок в зарубежных онлайн-магазинах до 150 евро. «Такие предложения будут сформированы и направлены на рассмотрение в рамках процедур Евразийской экономической комиссии», - сказал министр финансов России Антон Силуанов (цитата по «Интерфаксу»).

Сейчас в странах Евразийского экономического сообщества действуют разные лимиты на беспошлинные покупки за рубежом. В России и Казахстане - до 1000 евро и до 31 кг в месяц (см. врез). Однако государства - члены Таможенного союза могут в национальном законодательстве устанавливать более жесткие нормы, и граждане Белоруссии, например, не платят пошлину с покупок до 120 евро при доставке обычной почтой и до 10 евро - курьерскими службами.

Пресс-секретарь российского премьера Наталья Тимакова не стала комментировать инициативу Минфина. Представитель секретариата вице-премьера Игоря Шувалова, представляющего Россию в Евразийской экономической комиссии, говорит, что к ним пока не поступали предложения Минфина, поэтому давать их оценку преждевременно.

Российские чиновники обсуждают регулирование зарубежного шопинга россиян в течение всего 2013 года. Таможенники подозревают, что при заказе за рубежом покупатели могут дробить товарные партии, чтобы не платить таможенные сборы. В конце ноября с радикальными предложениями выступил руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов: не только снизить беспошлинный порог, но и ограничить посылки по весу и количеству - не более одной штуки в месяц. А в середине декабря президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил использовать для развития инженерной инфраструктуры средства от «упорядочения интернет-торговли».

Позиция государства понятна: беспошлинной льготой пользуются не только граждане, но и предприниматели. При прогнозируемом объеме трансграничной торговли в 100-120 млрд руб. за 2013 г. и оценочной доле незаконных предпринимателей в 30-40% государство недополучит миллиарды, возможно, десятки миллиардов рублей налогов и пошлин, рассуждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупных российских интернет-продавцов) Сергей Румянцев. Ценовой порог можно снижать уже в начале следующего года, считает он: к тому времени будут сделаны новогодние покупки, пройдет пиковый период. «Но важно предусмотреть четкий мониторинг всех отправлений и упрощенную процедуру оплаты пошлин, чтобы не пострадали конечные потребители», - оговаривается Румянцев.

Способ уплаты сборов на таможне - принципиальный вопрос, согласен гендиректор онлайн-гипермаркета Wikimart Максим Фалдин, работающий над собственным проектом по доставке товаров из зарубежных магазинов. Если покупателю нужно будет идти «в какие-то странные места типа таможенных терминалов, заполнять там какие-то формы, разговаривать с неадекватными людьми», это может привести к коллапсу на таможне и подорвать доверие ко всей интернет-торговле, опасается он.

Само по себе снижение порога на гражданах вряд ли сильно скажется. До беспошлинной границы в 1000 евро сейчас не дотягивает даже средний годовой объем их интернет-покупок за рубежом - $828 за 2012 г. (данные Aegis Media и «РИА Новости»). Основные товары, которые россияне покупают за рубежом в интернете, - это электроника и одежда. По данным Высшей школы экономики, в большинстве случаев при заказе электроники за рубежом россияне укладываются в сумму до 200 евро: таких покупок около 48%, еще четверть покупателей приобретает товары на 200-300 евро за один заказ. При покупке одежды в 200 евро укладываются 62% россиян, в 200-300 евро - 28,5%. Гендиректор «Ютинета» Михаил Уколов говорил, что средний чек в китайском онлайн-магазине составляет $50.

Так как предложения Минфина не затронут основную часть потребителей, они несущественно отразятся и на общем объеме отправлений - соответственно, и операторы логистической инфраструктуры, вероятнее всего, не понесут серьезных убытков, надеется Павел Ярошевский, гендиректор «Бета продакшн» (обеспечивает логистику в том числе для ряда зарубежных онлайн-ритейлеров в России).