Автомобили затормозили

Едва успев восстановиться после кризиса, российский авторынок снова просел. Заводы сокращают производство, а дилеры начали консолидацию, чтобы справиться со снижающейся рентабельностью

Сколько стоит. 900000

рублей в среднем, по оценке «Автостата», стоил легковой автомобиль на российском рынке в 2013 г. За год цена выросла на 6%. Весь рынок оценивается агентством в 2,3 трлн руб.

Бурный восстановительный рост на автомобильном рынке, наблюдавшийся после кризиса 2009 г., когда рынок сократился наполовину, в 2013 г. сменился стабилизацией, а затем и вовсе сокращением. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2013 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в нашей стране снизились на 6% до 2,5 млн шт. Главные причины - замедление роста российской экономики и ослабление потребительского спроса, указывает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Раньше россияне скорее были склонны тратить, а сейчас активнее копят - в такой ситуации товары длительного пользования, включая автомобили, приобретаются с большей осторожностью, констатирует Беспалов.

Но если в начале года большинство производителей и дилеров утверждали, что снижение рынка было ожидаемым, то уже к середине года они принялись корректировать свои планы.

Заводы отдыхают...

Мощности по выпуску легковых автомобилей в стране уже избыточны (они превышают 3 млн шт. в год, а сбыт в этом году составит около 2,6 млн шт.) и продолжают расти - прежде всего в рамках подписанных соглашений о промсборке, говорит Беспалов. «АвтоВАЗ» был одним из первых, кто пошел в 2013 г. на корректировку производственного плана, приостановив весной выпуск некоторых моделей. Это позволило избежать затоваривания на складах, объяснял позже Игорь Комаров, тогда работавший президентом «АвтоВАЗа».

Ближе к осени о сокращении рабочих смен и планируемых днях простоя начали объявлять и некоторые другие автопроизводители. Например, несколько раз приостанавливал производство завод Ford Sollers в Ленинградской области, а в сентябре предприятие перешло с трех смен на две. Завод GM в Санкт-Петербурге перейдет на две смены весной 2014 г.

Некоторые предприятия - тот же завод Ford Sollers в Ленинградской области (всего у СП три площадки в России), УАЗ, входящий в группу «АвтоВАЗ», «Ижавто» - заявили об увеличении новогодних каникул. Например, на Ford Sollers в Ленинградской области новогодние каникулы продлятся с 6 декабря по 19 января. Скорректировал график работы некоторых своих линий и «АвтоВАЗ».

В условиях снижения рынка приостановка выпуска автомобилей, сокращение смен, увеличение корпоративных каникул - оправданная стратегия, позволяющая избежать затоваривания, считают Беспалов и директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

...но концерны довольны

По итогам 2013 г. рынок легковых автомобилей сократится на 6% до 2,6 млн шт., подсчитали в «Автостате». Сокращение на несколько процентов - «в общем-то, очень неплохо, если учесть, что 2012 год показал абсолютный рекорд продаж автомобилей в России за всю 20-летнюю историю рынка», говорит директор по связям с общественностью «GM Россия» Сергей Лепнухов. «Мы прогнозировали подобную ситуацию на рынке в начале года и были к ней готовы. Поэтому у GM затоваривания на конец года нет», - добавляет он.

Нет проблем с «затовариванием» и у Renault, лидирующей среди иномарок, говорит ее представитель. Продажи марки росли в течение всего года, несмотря на общее падение российского рынка. По данным АЕБ, за 11 месяцев увеличение составило 11%. Renault прежде всего помогает высокий спрос на кроссовер Duster (+86% за 11 месяцев, модель выпускается на московском «Автофрамосе»).

В Kia Motors Rus «очень довольны» результатами 2013 г., говорит управляющий директор компании Артем Гусаров. «Сегодня мы занимаем вторую позицию по объемам продаж среди всех иностранных брендов в нашей стране, а доля рынка Kia в России в этом году достигла своего исторического максимума - 7,2%», - радуется он. Hyundai увеличила продажи на 5%, поэтому проблема затоваривания марки «в принципе не касается», говорит управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин. В мае, рассказывает он, произошел рестайлинг модели Solaris, а в сентябре - ix35, «что подстегнуло спрос на обе модели, являющиеся ключевыми по объему». «К концу года наша доля составит около 6,5%, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся 6%. Мы считаем, что это определенное достижение - добиться прироста на падающем рынке», - подчеркивает Петрунин.

Предприятия Sollers не работают на склад, а отгружают машины на основании заявок дилеров, рассказывает представитель компании. Это, объясняет он, дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса и корректировать производственную программу. «Мы удовлетворены результатами 2013 г. Совместное предприятие Ford Sollers набирает обороты, и мы рады, что мы четко реализуем все задачи бизнес-плана», - сказал президент Ford Sollers Тед Каннис. По его словам, общие инвестиции СП в 2013 г. составили $350 млн.

«Скорее положительно» оценивают свои результаты и в концерне Volkswagen. «В этих непростых условиях мы смогли удержать свою долю рынка, а большинство наших марок показали результаты, превосходящие показатели рынка в целом», - говорит представитель группы.

«В 2013 г. мы практически ежеквартально представляли новые автомобили, поэтому падения рынка не почувствовали», - говорит директор по маркетингу «Мазда мотор рус» Андрей Глазков. «Определенные корректировки поставок» были, признает он, и в этом случае Mazda предоставляла специальные условия на ограниченные партии автомобилей.

Недолгая помощь государства

Государство попыталось простимулировать продажи автомобилей, запустив с 1 июля 2013 г. программу льготного автокредитования. Она распространялась на покупку легковых и легких коммерческих автомобилей массой до 3,5 т и стоимостью до 750 000 руб. По ней государство субсидировало 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Изначально предполагалось, что программа будет действовать до конца 2014 г., но уже в начале декабря Минпромторг сообщил, что программа будет завершена до конца 2013 г.

С июля по ноябрь 2013 г. в кредит по льготной ставке было продано 184 000 автомобилей, по итогам года по программе будет продано около 248 000 машин, что превысит первоначальный прогноз на 15%, говорилось в сообщении Минпромторга. На субсидирование ставок с 2013 по 2016 г. бюджет направит 7,8 млрд руб.

Нынешний этап госпрограммы льготного кредитования не самым удачным образом сочетался с существующей на российском автомобильном рынке структурой спроса, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. На рынке в целом спрос на легковые автомобили смещается от бюджетного в более дорогие сегменты: больше всего выросли продажи машин дороже 825 000 руб. (***). Продажи же бюджетных авто просели, даже несмотря на господдержку: машины дешевле $15 000 показали минус 19,7%, а за $15 000-20 000 - минус 7,4%. «Если правительство намерено в будущем стимулировать рынок, то для реального эффекта было бы целесообразно расширить ценовой сегмент автомобилей, подпадающих под такую программу поддержки рынка», - считает топ-менеджер «Рольфа».

Дилеры: рентабельность ниже, консолидация выше

Несмотря на то что продажи крупных дилеров были практически на докризисном уровне, прежней рентабельности им увидеть не пришлось. «Маржа в 5% на рынке сейчас считается роскошью, 3% - очень хороший показатель, иногда дилер работает и с нулевой рентабельностью по массовым маркам», - говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний. Например, валовая рентабельность «Независимости» снизилась до 3% в 2012 г. с 5,7% в 2008 г., говорил главный управляющий директор группы компаний Оскар Ахмедов.

Сейчас из дилерского бизнеса уходят те, кто рассматривал его как инвестиционный проект, говорил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко, доходность падает, поэтому набирает обороты процесс консолидации. Группа «Эла», до недавнего времени находившаяся в рэнкинге крупнейших по выручке дилеров в пятом десятке, купила группу «Автоспеццентр» (до сделки была на 12-м месте). А Burevestnik Group (специализируется на продаже яхт) продала свое дилерство Aston Martin и Lamborghini крупному дилеру BMW - «Автодому». Консорциум инвесторов во главе с инвестподразделением «Альфа-групп» - «А1», в 2007 г. купивший 49,95% «Независимости» и планировавший на ее базе консолидировать еще нескольких дилеров, теперь ищет на свою долю покупателей.

Год был тяжелым для всех автодилеров: доходность по продажам сохранилась на низком уровне, на который сползла к концу 2012 г., а в этом году добавился еще и фактор общего снижения продаж, указывает гендиректор «Автомира» Николай Груздев. Низкую доходность бизнеса дилеров он объясняет тем, что производители поставляли автомобили в объемах, превышающих возможности рынка, а маркетинговые расходы в расчете на одну продажу выросли. Тем не менее в этом году большинство компаний более сдержанно подошли к вопросу формирования стоков и ситуация выглядит более здоровой, чем в прошлом, считает Горшков.

В 2014 г. многие дилеры будут стремиться уйти от продажи ради продажи и в основу сделки закладывать определенную норму прибыльности, ожидает директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover - «Авилона» Андрей Горшков.

Что дальше

По прогнозу «Автостата», сокращение рынка в 2014 г. составит минимум 5% по сравнению с 2013 г., Дацкив говорит о 10%. «Кризиса резкого, большого, как в 2008 г., не случится, будет долговременная стагнация», - считает директор «Автостата» Сергей Целиков.

Есть и те, кто считает, что дно уже достигнуто. «Мы не ожидаем значительных изменений на рынке в 2014 г. по сравнению с 2013 г.: по оценкам «Тойота мотор», объем российского автомобильного рынка в 2014 г. составит 2,7 млн единиц», - говорит представитель компании. Считает, что рынок в следующем году останется на уровне 2013 г., и Беспалов. Не ждет резких колебаний российского рынка и GM.

«Если только не произойдет девальвации рубля», - подчеркивает Лепнухов. «Мы можем ожидать роста курса иностранных валют, что приведет к еще большему удорожанию импортируемых автомобилей, - говорит Петрунин. - В такой ситуации имеет смысл постараться удержаться на достигнутых объемах продаж, сделать акцент на эффективности экономики сбыта и продвижении локально производимой продукции». По словам представителя Sollers, компания сейчас корректирует производственную программу на 2014 г.: «Мы не меняем бизнес-модель, мы просто управляем возросшими рисками за счет дополнительных мер по оптимизации издержек».

Следующий год в автоиндустрии станет очень близким продолжением текущего года: вероятно снижение общих продаж, результат будет на несколько процентов ниже успехов этого года, а при оптимистичном сценарии следующий год повторит текущий, считает Горшков. Луковецкая ожидает, что 2014 год продолжит тенденции второй половины 2013 г.: рост продаж иномарок и снижение реализации отечественных брендов. Она рассчитывает, что по иномаркам в 2014 г. рост составит 2-2,5%, а отечественные автомобили однозначно будут продолжать падать (это падение может быть замедлено программами поддержки). С другой стороны, если состоится обещанный запуск производства Datsun и его выход на рынок по сравнимой с «ВАЗами» цене, падение будет еще более существенным, считает Луковецкая.

Ford Sollers в 2014 г. планирует компенсировать снижение продаж своих автомобилей в сегментах С и D за счет привлечения внимания к новым кроссоверам и внедорожникам, говорит Каннис: «В 2013 г. доля SUV [на российском рынке] составила 33%, и мы считаем, что доля этого типа автомобилей в структуре продаж будет расти как минимум до 35%».

Автомобильный рынок стал зрелым, и в следующем году дилерам будет еще сложнее, все основные изменения в его структуре скорее зависят от перемен макроэкономических. Так, например, в этом году отзыв лицензий у нескольких банков одновременно заставил задуматься многих жителей страны о вкладе своих сбережений в «движимую недвижимость», говорит вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков.

«Мы верим в российский рынок, который имеет все шансы обогнать по продажам Германию и стать в течение ближайшего десятилетия крупнейшим в Европе», - говорит Каннис.