Семья магазинов

Самый динамичный ритейлер - ТД «Интерторг» - в этом году увеличил торговые площади в Петербурге на 17 000 кв. м за счет покупки сетей и органического роста

Конкуренты. 79%

торгового оборота в Петербурге приходится на федеральные сети, но и локальные ритейлеры здесь очень сильны, отмечает Орлова из «Дикси».

ООО «ТД «Интерторг», владеющее сетями «Народная семья», «Идея», Spar, за год открыло 29 магазинов (в Петербурге у него стало 182 точки) и увеличило торговые площади в Петербурге с 58 500 до 75 500 кв. м, говорит гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Площади других ритейлеров росли медленнее. По данным Infoline, Achuan Group увеличила площади с 33 100 до 48 600 кв. м, Sok Retail Int (сеть Prisma) - с 49 400 до 60 400 кв. м, ГК «О'кей» открыла один гипермаркет и теперь у нее 166 000 кв. м общей площади, ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит») открыло 40 магазинов, торговая площадь выросла с 8100 до 18 500 кв. м, ООО «Кеско фуд рус», владеющее сетью гипермаркетов «К-Руока», открыв три гипермаркета, увеличило площадь с 7600 до 16 300 кв. м.

За 2012-2013 гг. под управление «Интерторга» перешло около 40 магазинов сетей «Норма», «Веста», «Фреш», «Репка», рассказывает исполнительный директор ТД «Интерторг» Олег Рыбаков. «Интерторг» уже второй год подряд проявляет высокую эффективность в сочетании с органическим ростом, умением использовать проблемы конкурентов (получение контроля над большинством магазинов сети «Веста») и сделками M&A (сеть «Норма»), говорит Бурмистров. Магазины соответствовали требованиям компании по площадям, формату и имели сформированный потребительский поток, объясняет Рыбаков. За год товарооборот сети, по его словам, вырос на 40%.

В сети «Интерторг» 321 универсам «Народная семья» на Северо-Западе и в Москве, 14 супермаркетов Spar и Spar Express и 11 универсамов «Идея» в Петербурге и по одному Spar во Всеволожске и Тосно, сказано на сайте сети.

Важнейшими конкурентными преимуществами компании Бурмистров называет ассортиментную политику, качество торгового предложения и наличие в портфеле розничных брендов супермаркетов Spar, которые «Интерторг» развивает по франшизе. По его словам, это позволяет компании обеспечивать примерно на 15-20% более высокий уровень продаж с квадратного метра площади, чем у большинства конкурентов в данном формате. Супермаркеты «Идея» в 2012 г. обеспечивали выручку на уровне $10 500 на 1 кв. м, добавляет он.

Все продуктовые сети активно искали помещения в 2013 г.; даже если планировка не подходит к формату магазина, ритейлеры все равно принимали решения об аренде, говорит директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. По ее словам, обычно сети готовы платить за помещение площадью 300-500 кв. м до 2000 руб. за 1 кв. м в месяц, а за большую площадь - до 1500 руб. за 1 кв. м.

Конкуренция растет, все большее значение приобретают неценовая борьба за покупателя, в том числе повышение качества товаров и сервиса, говорит директор по работе со СМИ ГК «Дикси» Анастасия Орлова.