Европа заглянула в недра

Высокие цены на энергоресурсы заставляют компании и политиков Евросоюза вновь обратить внимание на ископаемое топливо
Alessandra Migliaccio/ Bloomberg

Планы Европы увеличить долю возобновляемых источников энергии в общем энергопотреблении встречают все более ожесточенное противодействие. Масштабные госсубсидии производителям энергии из возобновляемых источников - одна из причин высокой цены на электроэнергию в ЕС. В Германии, где доля зеленой энергетики выросла с 8% 10 лет назад до почти 25% (к 2025 г. ее планируется довести до 40-45%), цены на электричество втрое выше, чем в США. США пошли другим путем, начав разрабатывать сланцевые газ и нефть, и цены на газ упали в 2005-2012 гг. на 66% (в Европе они выросли на 35% за тот же период), что вызвало ренессанс в промышленности.

Европейские энергетические компании призывают снизить госсубсидии на зеленую энергетику и отменить обязательства по доле энергии из возобновляемых источников (сейчас все страны ЕС обязаны к 2020 г. получать из возобновляемых источников не менее 20% энергии). Еврокомиссия уже обсуждает возможность отказаться от установления обязывающей цели и предлагает ориентировочный показатель - менее 30% в 2030 г., сообщила вчера Financial Times.

Высокие цены на энергоресурсы заставляют компании и политиков активизироваться в секторе добычи ископаемого топлива. Италия решила наращивать нефтедобычу на суше и на море. А французская Total стала первой крупной международной компанией, заинтересовавшейся добычей сланцевого газа в Великобритании. Вчера она сообщила, что купила 40% в двух лицензиях на разработку месторождений сланцевого газа. Total заплатила за них менее $50 млн, сообщила The Wall Street Journal (WSJ). По словам одного из людей, знакомых с планами Total, она потратит $45 млн на бурение разведочных скважин по обеим лицензиям. Ее партнерами будут Dart Energy (17,5%), IGas Energy и Egdon Resources (по 14,5%) и eCORP International (13,5%).

Решение Total значимо с точки зрения перспектив добычи сланцевого газа в Великобритании и способно оказать поддержку властям страны в их планах по развитию этого сектора. Согласно прошлогоднему докладу Геологической службы Великобритании (BGS) геологические ресурсы газа на сланцевом месторождении Bowland на севере страны достигают 36,8 трлн куб. м. По оценкам специалистов, если коэффициент извлечения составит 10% (примерно соответствует показателям на месторождениях в США), этих запасов хватит для удовлетворения потребностей страны в газе на полвека.

Но пока в Великобритании пробурено лишь несколько разведочных скважин и в одном месте был применен гидроразрыв пласта. Против использования этой технологии выступают местные жители. Премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал, что местные власти, которые разрешат разработку сланцевых месторождений, смогут оставлять у себя налоги от работы соответствующих компаний в полном объеме - до сих пор речь шла о 50%. Правительство намерено выдать от 50 до 150 лицензий на разработку нетрадиционных запасов углеводородного топлива на территории около 100 000 кв. км.

Местные власти долгие годы мешают наращиванию добычи и в депрессивной итальянской провинции Базиликата, которая благодаря обильным запасам нефти давно имеет репутацию итальянского Техаса.

Власти Базиликаты жаловались, что не получают справедливой доли доходов, и опасались проблем для туристической отрасли и окружающей среды.

Итальянская Eni потратила большую часть 1990-х гг., чтобы договориться с ними о распределении доходов с месторождения Val d'Agri - крупнейшего нефтяного месторождения Европы на суше.

По данным BP, Италия занимает 3-е место в Европе по доказанным запасам нефти (почти 1,4 млрд баррелей). Правительство страны, которому нужно наполнять казну, стимулировать экономику и бороться с безработицей, предпринимает энергичные усилия, чтобы активизировать нефтедобычу в Базиликате и других регионах, пишет WSJ. «Сейчас самое правильное время», - цитирует газета Марко Бруна, возглавляющего итальянское подразделение Royal Dutch Shell, которая планирует втрое увеличить инвестиции в стране - вложить многие сотни миллионов евро.

В 2013 г. правительство Италии согласилось направлять в местные бюджеты более значительную часть доходов от добычи нефти, упростило процедуры получения лицензии, централизовало процесс общения с нефтяниками и открыло для разработки месторождения на шельфе. И нефтедобыча, сокращавшаяся в последние годы, выросла до 112 000 баррелей в день. По оценке правительства, ее удвоение позволит создать 25 000 рабочих мест и 3 млрд евро дополнительных налогов в год, а также сократить к 2020 г. импорт энергоресурсов на 14 млрд евро с нынешних 62 млрд евро. «Когда я начинал работать в компании [в 1985 г.], - рассказывает старший вице-президент Eni Джузеппе Таннойя, отвечающий за разведку в Южной и Восточной Европе, - нам ставилась такая задача: искать углеводороды по всему миру для блага нашей страны. Теперь я ищу их в Италии».

Значительная часть и находится в Базиликате - одном из беднейших регионов страны. Добыча на месторождении Val d'Agri составляет 85 000 баррелей в день. У Eni и Shell уже есть разрешения на ее увеличение до 104 000, они просят разрешить нарастить ее до 129 000 баррелей. Для них это не составит труда - нефть здесь залегает так близко к поверхности, что порой попадает в родники.

Total, Shell и японская Mitsui инвестируют 1,6 млрд евро в близлежащее месторождение Tempa Rossa. Оно содержит 440 млн баррелей извлекаемых запасов, что, по словам нефтяников, делает его крупнейшим неразработанным нешельфовым месторождением нефти в Западной Европе. Активное увеличение нефтедобычи может позволить Италии достичь цели по сокращению импорта энергоресурсов уже к 2016 г.

Но протесты защитников окружающей среды не ослабевают. Даже удвоенная добыча будет составлять лишь 16% энергопотребления страны - это не стоит испорченных сельских видов и береговой линии, настаивают они. «Мы хотим, чтобы правительства стали по-другому думать об энергии, новые возможности лежат в возобновляемых источниках, - говорит Мария-Грация Мидулла из Фонда дикой природы в Италии. - Углеводороды - это прошлое, а не путь в будущее».