Торговцы плохо растут

Акции российских ритейлеров могут стать менее доходными в 2014 г., прогнозируют аналитики «Сбербанк CIB». Это может осложнить запланированные IPO ритейлеров, считают инвесторы
Ритейлеры могут потерять привлекательность/ Е. Кузьмина/ Ведомости

В 2014 г. акции российских ритейлеров могут стать менее доходными для инвесторов, поскольку рост сопоставимых продаж и торговых площадей замедлится, считают аналитики «Сбербанк CIB». Исторически ритейлеров поддерживали органический рост, повышение показателей like-for-like и валовой маржи. Текущий год будет достаточно тяжелым для российской розницы, может быть, одним из самых тяжелых за последнее время, потому что замедление российской экономики дошло до потребительского сектора, говорит директор по инвестициям ТКБ BNP Paribas Investment Partners Владимир Цупров. Ранее о замедлении спроса сообщил «Магнит», выручка которого к концу прошлого года замедлила темпы роста из-за экономии потребителей и их перетока в гипермаркеты.

Возможности для роста сопоставимых продаж и органического роста для российской розницы в этом году почти исчерпаны, считают аналитики «Сбербанк CIB». Торговые площади в крупных российских городах растут более чем на 10% в год, а покупатели переориентировались на более крупные торговые форматы. «Публичные компании (за исключением X5 Retail Group) могут столкнуться с замедлением роста сопоставимых продаж с 4,1% в среднем в 2013 г. до 3,4% в 2014 г.», - говорится в обзоре «Сбербанк CIB». В 2013 г. крупнейшие игроки российской розницы активно наращивали валовую рентабельность, получая более выгодные условия от поставщиков. В III квартале 2013 г. у X5 Retail Group валовая маржа выросла до 25,1% с 22,8% год назад. Лидер рынка «Магнит» за этот период нарастил показатель до 29,29% с 26,92%, «Дикси» - до 30,6% с 29,3%. Рост маржи позволял ритейлерам сгладить негатив от замедляющихся сопоставимых продаж и в 2013 г. «доход на инвестиции по отрасли составил 29% - это рекордно высокий уровень после кризиса», отмечают аналитики «Сбербанк CIB». В 2014 г. рост маржи будет ниже, полагают они: «Возможности для дальнейшего повышения цен на продукцию кажутся нам ограниченными».

Рост общих, коммерческих и административных расходов (SG&A) в расчете на магазин составит не менее 6% в 2014 г. и превысит рост сопоставимых продаж, а повышение валовой рентабельности не сможет компенсировать это, говорится в обзоре «Сбербанк CIB». В результате в целом по сектору доход на инвестиции снизится с пиковых 29% в 2013 г. до 23% в 2015 г., прогнозируют эксперты.

Такие тенденции могут сказаться на компаниях, которые планируют размещаться на открытом рынке в начале 2014 г., - мультипликаторы по ним будут ниже, говорит управляющий «Райффайзен капитала» Игорь Кобзарь: «Хотя, безусловно, интерес будет, и, скорее всего, будет переподписка». В первом полугодии могут состояться IPO на бирже в Лондоне ритейлера «Лента» и российского дивизиона Metro Cash & Carry. «Лента» может разместить расписки на сумму не менее $1 млрд при оценке компании примерно в $5 млрд, говорили в прошлом году источники в банках - организаторах размещения. Metro может весной 2014 г. продать 25% акций, говорили ранее инвестбанкиры, знакомые с планами ритейлера; аналитики Morgan Stanley оценивали весь российский бизнес Metro при полном листинге в 4,6-4,8 млрд евро.

Интерес инвесторов к российскому рынку сохранится и если зарубежные инвесторы решат вложиться в российский рынок, то, скорее всего, в розницу, говорит Кобзарь. Однако и «Ленте», и российскому дивизиону Metro будет очень тяжело убеждать инвесторов, что замедления нет и что те темпы роста, которые они показывали в последние годы, сохранятся, опасается Цупров. «Думаю, что инвесторы будут очень придирчивы и осторожны. Если темпы роста окажутся на 2-3% ниже, чем ожидают, то уже этого будет достаточно, чтобы размещение шло тяжелее. Это очень сильно бьет по котировкам акций, так как они в первую очередь зависят от темпов роста», - говорит он.