Жарко и тихо

В Москве дал концерт Александр Рабинович-Бараковский - пианист и композитор, чья былая скандальность мутировала в отправление ритуала для испытанной публики
М.Стулов/ Ведомости

Концерт Рабиновича прошел в Рахманиновском зале Консерватории, где еще недавно с сенсационным аншлагом играл Антон Батагов. Однако сейчас Батагов сидел среди публики, а публики было ползала, и все свои. В начале 90-х Рабинович и Батагов вместе играли музыку Рабиновича на фестивале «Альтернатива». В начале 2000-х Рабинович и Марта Аргерих играли музыку Рабиновича в Большом зале Консерватории, и публика устроила им такой скандал, что ее пришлось вслух унимать Алексею Любимову. Сегодня все было тихо.

Нынешний концерт проводил именно Любимов, пригласивший Рабиновича - старого соратника. Музыкант играл Чакону Баха - Бузони, Фантазию фа минор Шопена, Фантазию «Скиталец» Шуберта. Играл небезупречно, мазал, излишне увлекался педалью - но играл так, как сейчас уже мало кто играет: в его музицировании сохранилась порода, отличавшая пианистов старой школы, целое разливалось по роялю жарким потоком, поглощая детали на своем пути.

В ряду опусов романтиков новое произведение самого Рабиновича «Три Манас» (2009) слушалось вполне органично. Собранное по знакомым методам «репетитивной» музыки, примененным к салонно-виртуозному материалу, оно звучало так же обаятельно и увлекательно, как былые «Прекрасная музыка» или «Почему я так сентиментален?». Только теперь автор бросил выставлять подобные вопросы-заголовки европейской культуре и уверяет нас, что занят осуществлением глобального проекта «Антология архаических ритуалов: в поисках Центра». Что ж, эзотерическую подоплеку музыки Рабиновича и раньше оценить мог не каждый. Теперь же нам остается лишь принимать на веру тайный смысл равнодушных к новизне ритуалов, в которые превращаются очередные сочинения композитора, - что мы охотно и делаем.