Порты теряют грузы

Рост грузооборота в портах Петербурга и Ленобласти замедлился по сравнению с 2012 г. В этом году эксперты тоже не видят предпосылок для роста

Рост грузооборота Усть-Луги в основном обеспечен за счет перевалки нефти и нефтепродуктов на терминалах Невской трубопроводной компании и «Роснефтьбункера», которая за год увеличилась на 47% до 39,7 млн т. При этом перевалка нефти в порту Приморск, принадлежащем Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), сократилась на 14 млн т. Это связано с перераспределением объемов между портами Северо-Запада, сообщает компания со ссылкой на гендиректора НМТП Юрия Матвиенко.

Из-за прошлогоднего роста фрахтовых ставок грузы из Азии стали перераспределяться в пользу железной дороги и дальневосточных портов, говорит аналитик ИБ «Открытие капитал» Ирина Ступаченко.

Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти в прошлом году увеличился на 4% и составил 202,1 млн т, указано в материалах администрации Большого порта Санкт-Петербург. В 2012 г. рост перевалки составлял 13%. До этого с 2008 г. динамика грузооборота не поднималась выше 5%.

Из крупнейших портов рост показала только Усть-Луга, где перевалка увеличилась на 34%. Положительную динамику показали также порты Выборг и Высоцк, но их суммарный грузооборот не превышает 9% от общего объема перевалки в портах.

Грузооборот порта Петербурга не изменился с прошлого года, оставшись на уровне 58 млн т. При этом снизилась перевалка генеральных грузов (в основном металлов), но падение удалось компенсировать за счет перевалки минеральных удобрений. Снижение грузооборота металлов в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», принадлежащем UCL Holding Владимира Лисина, и в НМТП объясняют снижением спроса на мировых рынках.

Контейнерооборот в петербургском порту составил 2,5 млн т, как и в прошлом году. При этом почти у всех контейнерных стивидоров есть планы по росту мощностей. В 2015 г. запланировано открытие контейнерного порта «Бронка», а к 2025 г. суммарная контейнерная мощность терминалов в Петербурге и Ленобласти должна составить 8-10 млн TEUs.

По мнению Ступаченко, в этом году вряд ли произойдет существенный рост грузооборота, многое будет зависеть от макроэкономической ситуации и увеличения пропускной способности железной дороги на подходах к портам, говорит она. Рост может показать перевалка светлых нефтепродуктов - вследствие модернизации российских НПЗ; что касается нефти, на Северо-Западе продолжится перераспределение в пользу Усть-Луги, но уже гораздо медленнее, добавляет она.