От редакции: Путин везде

C. Портер/ Ведомости

Академик Геннадий Осипов предложил «восстановить старую традицию руководства академией со стороны главы государства» и назначить руководителем академии Владимира Путина. Что имел в виду под «традициями» социолог Осипов, не совсем ясно. Цари не управляли ни дореволюционной Академией наук, ни Академией художеств, хотя обе академии носили титул «императорская». По уставу Академии наук царь назначал президента из числа чиновников четырех высших классов Табели о рангах. В их числе были: Сергей Уваров, Дмитрий Толстой и двоюродный брат царя Александра III великий князь Константин Романов, более известный как поэт К. Р. Иосиф Сталин, хотя и получил титул почетного академика, академией не руководил.

Предложение заслуженного академика, вероятнее всего, не будет принято. Однако оно отражает тенденции последних лет, когда персонализация власти и слабость институтов порождали дальнейшее распространение ручного управления на новые сферы руководства государством, общественными и гражданскими организациями. Сейчас Путин возглавляет не только Совет безопасности и Госсовет, но девять из 16 советов при самом себе, в частности советы по науке и образованию, по межнациональным отношениям, по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Путин также является главой трех комиссий при президенте: по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности, по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России.

Кроме того, Путин - лидер Общероссийского народного фронта. Он возглавляет попечительские советы МГУ, Русского географического общества, Агентства стратегических инициатив, Ассоциации студенческих спортивных клубов.

Сверх того, президент является председателем организационного комитета «Победа», который занимается подготовкой и проведением праздничных мероприятий, посвященных дням воинской славы.

Стремление добиться пусть даже символического присутствия президента в руководстве разных по назначению госструктур и неправительственных организаций понятно. Авторитет, политический и административный вес первого лица - рычаг, способный заставить бюрократов выполнять свои обязанности с меньшей волокитой. Правда, ситуация все больше напоминает описанную Владимиром Войновичем в антиутопии «Москва 2042»: «<...> больше всех трудился сам Гениалиссимус. Он разъезжал по всей стране и требовал увеличить добычу нефти, выплавку стали, урожайность хлопчатника, изучал проблемы яйценоскости кур-несушек и наблюдал за окотом овец». В книге Войновича руководителю государства, чтобы успевать следить за всеми процессами, в конце концов пришлось отправиться в космос. Это привело к разделению власти на небесную и земную.