Лебедев выйдет, но недалеко

Верховный суд освободил Платона Лебедева, но тот может оказаться невыездным: суд не простил экс-совладельцам ЮКОСа 17 млрд руб. долга. О смягчении участи Лебедева суд попросил ближайший соратник Дмитрия Медведева
Платон Лебедев отсидел 10,5 лет/ Tatyana Makeyeva/ REUTERS

Президиум Верховного суда (ВС) снизил наказание Платону Лебедеву до уже отбытого - с 10 лет и 10 месяцев до 10 лет, 6 месяцев и 22 дней. Это означает, что уже в четверг Лебедев мог выйти на свободу, подсчитали его адвокаты. В пресс-бюро ФСИН заявили, что Лебедев выйдет на свободу, как только решение суда поступит в колонию. Позже пресс-секретарь ВС Павел Одинцов сообщил, что документы уже отправлены.

Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант назвал решение суда гуманным, но несправедливым. Защита Ходорковского и Лебедева добивалась полной отмены приговора по обоим делам и их прекращения по реабилитирующим обстоятельствам. Но ВС оставил приговор в силе, только переквалифицировал по более мягкой, недавно введенной в УК статье 159.4 «хищение в сфере предпринимательской деятельности» один из эпизодов первого дела ЮКОСа. По этому эпизоду Мещанский суд признал Ходорковского и Лебедева виновными в хищении помимо прочего 44% акций АО «Научно-исследовательский институт по удобрениям и инфектофунгицидам имени профессора Самойлова» в 1995 г. ВС освободил обвиняемых от ответственности за это деяние в связи с истечением срока давности.

Но при этом ВС подтвердил законность налоговых взысканий в размере более 17 млрд руб., назначенных Ходорковскому и Лебедеву в рамках дела об уклонении от уплаты налогов, хотя ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал: такое взыскание является нарушением прав человека и российских законов, в тот момент не предусматривавших переноса взыскания с предприятия на его руководство.

Именно решение ЕСПЧ стало поводом для вчерашнего пересмотра дела ЮКОСа высшей судебной инстанцией. Однако в итоге ВС поддержал позицию заместителя генпрокурора Николая Винниченко, который настаивал: компании, через которые проходила выручка ЮКОСа, являлись подставными, определить юрлицо, с которого следовало бы взыскать ущерб, оказалось невозможно, поэтому ответственность следует возложить на руководство организации. В то же время Винниченко предложил переквалифицировать по «предпринимательской» статье эпизод с хищением акций научного института, и ВС на это согласился.

Участие в процессе заместителя генпрокурора подтверждает высокий статус суда, рассматривающего дело (президиум ВС - последняя инстанция в национальной судебной системе). Примечательно, что позицию обвинения в четверг поддерживал заместитель Юрия Чайки, курирующий вопросы исполнения наказания. Традиционно дело ЮКОСа в судах вели подчиненные другого заместителя Чайки - Виктора Гриня (он курирует надзор за следствием), вспоминает Клювгант.

Таким образом, часть лавров получает Дмитрий Медведев, от которого все ждали, что он освободит Ходорковского, отмечает политолог Евгений Минченко. Теперь, хотя бы опосредованно, он в операции освобождения поучаствовал: Винниченко считается человеком премьера, напоминает эксперт. Он уверен, что Лебедеву скорее всего дадут уехать из страны: самостоятельной политической фигурой тот не является.

Защита продолжит добиваться отмены незаконных претензий, заявила пресс-секретарь Ходорковского Ольга Писпанен. Их наличие не дает Ходорковскому возможности приехать в Россию, ведь «железный занавес» перед ним может упасть в любой момент.

Защитники Лебедева не исключают, что «железный занавес» может упасть и перед ним. Само по себе наличие задолженности еще не делает человека невыездным, напоминает адвокат Алексей Мирошниченко, для этого судебные приставы должны предпринять определенные действия. Информацией о том, что это происходит, защитники Лебедева не располагают, но обычно она не разглашается, отмечает Мирошниченко: чаще всего о запрете на выезд россияне узнают уже на границе. На протяжении всех этих лет служба судебных приставов предпринимала активные действия по взысканию долга: арестовывала и реализовывала имущество, взыскивала деньги из зарплаты, которую Лебедев получал в колонии.