Москва построит новые дороги

Москва объявила рекордное количество тендеров на дорожное строительство - более чем на 125 млрд руб. Город начнет строить Северо-восточную хорду. Таких проектов должно быть больше, считают эксперты
Москва начинает второй этап масштабной реконструкции дорог/ М. Стулов/ Ведомости

В конце декабря Москва объявила более десятка крупных тендеров на строительство и реконструкцию дорог. Общая сумма контрактов стоимостью от 2 млрд руб. составляет более 125 млрд руб. (см. таблицу).

Москва собирается начать масштабную реконструкцию Калужского шоссе на присоединенных территориях от МКАД до Троицка, работы завершатся к 2016 г. Ранее мэр Сергей Собянин заявлял, что реконструкцию Калужского шоссе нужно синхронизировать с работами по строительству ЦКАД. Итоги конкурса планируется подвести 20 февраля.

Второй по величине заказ - продолжение платной автодороги Москва - Санкт-Петербург от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе. Это участок Северо-западной хорды, над которой уже работает компания «Мостотрест». В конце 2012 г. она выиграла тендер на продолжение платной дороги от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы (23,2 млрд руб.). Кроме того, «Мостотрест» еще в 2012 г. распоряжением Дмитрия Медведева получил подряд на строительство южного участка Северо-западной хорды (от Ленинградского шоссе через Мневники и Сколковского шоссе до МКАД, в адресной инвестиционной программе Москвы на 2014-2016 гг. оценен в 53,96 млрд руб.). «Мы изучаем [конкурсную] документацию, окончательное решение будет принято после детального анализа», - сказал представитель «Мостотреста».

Московские власти планируют начать работы над строительством Северо-восточной хорды. Это новое радиальное направление, которое свяжет трассы Москва - Санкт-Петербург и Москва - Ногинск, минуя заезд в центр города. Разыгрываются два участка: от Измайловского шоссе до Щелковского и от Щелковского до Открытого шоссе.

Представители всех крупных дорожных подрядчиков, которые работают в Москве, - группы АРКС, «Ингеокома», «Трансстроя» - подтвердили намерение участвовать в торгах. Их портфели в последнее время заметно сократились: основная часть тендеров была проведена в 2011-2012 гг., многие работы завершены, а в прошлом году крупные объекты не разыгрывались. «Запроектировали много дорог, и Москомархитектура готовила проекты планировок по ним, - объясняет руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. - Из 80 утвержденных проектов планировок на дорожные приходится 30».

Строить новые дороги, как Северо-восточная хорда, и реконструировать развязки на МКАД - хорошее дело, комментирует руководитель проекта Probok.net Александр Шумский. Но таких проектов у Москвы пока мало: Северо-западная хорда, например, пойдет по существующим трассам. «Опыт реконструкции вылетных магистралей показал, что расширять дорогу всегда менее эффективно, чем строить новую. Нужно заниматься узкими местами точечно. Яркий пример - Северянинский путепровод на Ярославском шоссе: проблема как была, так и осталась», - считает Шумский. «В Москве на дороги приходится только 14% площади города, а в Нью-Йорке - 30%. Надо строить и новые дороги, и развязки, расширять и реконструировать существующие», - парирует Бочкарев. По словам Бочкарева, город будет строить и небольшие дороги, которые свяжут разные районы города: например, связка Балаклавского проспекта с Кантемировской улицей; Аминьевского шоссе с Мосфильмовской улицей; проезд по Химкинскому бульвару от ул. Свободы до Героев Панфиловцев и т. д. Если в 2012 г. сдали 60 км реконструированных и вновь введенных дорог, то в 2013 г. - уже 74 км, указывает он.