Человек недели: Платон Лебедев

Tatyana Makeyeva/ REUTERS

На пресс-конференции в Берлине в конце прошлого года Михаил Ходорковский сказал, что не станет вдаваться в подробности: «У меня в тюрьме остаются мои товарищи по несчастью. Мой друг Платон Лебедев, Алексей Пичугин <...> Есть и другие политзаключенные, не связанные с делом ЮКОСа». На одного человека теперь в этом списке стало меньше - и видимо, на главного для Ходорковского человека: Платона Лебедева.

Если относиться к Михаилу Ходорковскому как к герою и жертве путинского режима, то Платон Лебедев заслуживает этих, скажем так, званий вдвойне. Он был арестован раньше Ходорковского - и очевидно, для того, чтобы напугать Ходорковского, чтобы он понял, что дело ЮКОСа (которое тогда не было идиомой, как сейчас) - весьма серьезное дело. Возможно, Ходорковский не смог уехать из России именно потому, что Лебедев оказался за решеткой; во всяком случае, ясно, что Лебедев не оказался бы за решеткой, если бы не был ближайшим к Ходорковскому человеком. Лебедев просидел дольше Ходорковского - и тоже, видимо, потому, что Ходорковскому всегда уделялось больше внимания и режимом, и его противниками.

Слава Богу, теперь оба свободны - пусть Лебедев и говорит, что пока еще чувствует себя свободным не в полной мере. Алексей Пичугин пока еще в лагере.

От Ходорковского на свободе очень многие ожидали активных действий; от Лебедева ожидали разве что сопровождения этих действий Ходорковского, потому что Ходорковский выглядел идеологом развития ЮКОСа и множества общественных проектов, становившихся вокруг него, а Лебедев - не знаю, насколько справедливо, - материальной основой всего этого развития и проектов. Оппозиционеры, я точно знаю, мечтали, что вот Михаил Борисович станет президентом России, а Платон Леонидович - председателем его правительства. Теперь Михаил Борисович заявил, что политикой (и бизнесом тоже) заниматься не станет, - а Платон Леонидович, что логично, сказал, что бизнесом займется, и даже обещал в ближайшее время удивить. Ему будет несколько тяжелей - просто потому, что он незначительно, но старше Ходорковского.

Возможно, Лебедев теперь перестанет быть, как был и все время отсидки, и все время совместного бизнеса, вторым в паре и мы познакомимся с ним в каком-то его новом качестве. Во всяком случае, в судебном заседании Лебедев был едва ли не активней Ходорковского, а как говорят многие журналистки - точно обаятельней его.