Эксперты: Люди живут не там, где хотят работать


Strategy Partners Group

Российский консультант, создан в 1994 г., входит в группу компаний ОАО «Сбербанк России». Оказывала поддержку по разработке стратегических планов более чем 60% ведущих российских корпораций, в том числе стратегий выхода на российский рынок для ряда глобальных игроков.

Безусловно, Москве как региону нужна стратегия. Некая стратегия разработана, но она не отвечает на многие вопросы, которые стоят в долгосрочной перспективе. Например, для департамента промышленной политики мы проводили анализ по округам на предмет, что можно сделать на этих территориях. Очень сильно бы помогло, если бы со стороны города была установка в целом: такой процент под промышленность, такой - под объекты транспортной инфраструктуры и т. д. Пока ответа на то, какие отрасли будут развиваться и доминировать, нет.

Но нельзя не отдать должное тому, что делается в Москве: на различных направлениях предпринимаются огромные усилия, динамика преобразований колоссальная. Другое дело, насколько согласованы городские программы. Мое мнение - далеко нет. Это, конечно, следствие того, что у города нет долгосрочной стратегии. Этому много причин. Исторически так сложилось, что у нас стратегию всегда заменял генеральный план, который, по сути, является стратегическим документом. Сейчас ситуация по большому счету не изменилась. Идет актуализация генерального плана, и я думаю, что другой стратегии в ближайшее время не появится.

Очень надеюсь, что коллеги подойдут к актуализации генерального плана не в традициях советского периода, когда просто размещается недвижимость, а с учетом социально-экономического развития города.

Приведу пример транспортной политики, поскольку мы занимаемся этой темой. Мы с партнерами специально ездили в Америку, смотрели, как у них осуществляется транспортное планирование. Закон штата обязывает иметь транспортный мастер-план минимум на 25 лет и транспортную модель на тот же период даже города с населением в 200 000 человек - не миллионника. У нас такой практики нет. У нас есть одна модель в департаменте транспорта, другая - в НИиПИ генплана, вводные у них разные, предпосылки разные, т. е. идет некая конкуренция моделей. По каждому объекту идут разные изыскания, и это неправильно. Должна быть единая модель, должны быть четко согласованные предпосылки. Даже если есть две модели, мы точно должны договориться, что мы вводим одинаковые макроэкономические показатели, и тогда мы можем сравнить результаты моделирования и выбрать правильное решение по отдельному объекту, по какой-то большой территории, по городу в целом. В мировой практике это уже сделали. Это все элементы единого стратегического подхода, которым нам еще предстоит идти.

Мы проводили опрос о конкурентоспособности с точки зрения комфорта для жителей. Ключевым параметром оказался уровень удовлетворенности жителей Москвы в части того, где они хотят и вынуждены работать. Люди живут не там, где хотят работать. В основном рабочие места - в центре, живут люди на периферии, найти себе там работу, которая соответствует их притязаниям, не могут, и появляется маятник миграции. Решение этой проблемы должно стать ключевым приоритетом для правительства. Мы должны создать рабочие места там, где люди живут. Не просто рабочие места, а с пониманием спроса. Формально рабочие места могут быть, например, в торговле, на стройке, но люди не хотят там работать и потому несчастны.