ВСМ получила поддержку

Министр транспорта Максим Соколов считает, что проект ВСМ Москва - Казань «готов к реализации». РЖД представила в правительство обновленную финансовую модель ВСМ от Москвы до Казани
Евгений Разумный для Ведомостей

Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань «полностью готов для одобрения правительством и дальнейшей реализации», передал «Интерфакс» слова министра транспорта Максима Соколова. Это заявление чиновник сделал на итоговой коллегии минтранса Татарстана в Казани. О поддержке проекта со стороны правительства говорит и источник «Ведомостей» в РЖД. На прошлой неделе обновленная финансовая модель была представлена в Минтранс, в конце прошлого года - премьеру Дмитрию Медведеву.

РЖД предлагает построить участок Москва - Владимир за счет собственных средств и средств государства: всего 191,9 млрд руб., из них 31 млрд руб. - средства РЖД. Участки Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары - Казань РЖД предлагает построить за счет концессий. Общая стоимость проекта ВСМ осталась прежней - 1,069 трлн руб. Но, по оценкам Главгосэкспертизы, стоимость ВСМ ниже - 949 млрд руб. (без учета подвижного состава и инфляции). Из федерального бюджета на строительство ВСМ, по расчетам РЖД, понадобится 381 млрд руб. (из них 64 млрд - взнос в уставный капитал РЖД), из ФНБ - 150 млрд руб., из Пенсионного фонда - 139 млрд руб.

Время в пути от Москвы до Казани после запуска ветки должно сократиться с 11 часов до 3,5 часа, максимальная скорость поезда - 400 км/ч. По оценкам «Ленгипротранса», пассажиропоток ВСМ - 10 млн человек в год к 2030 г. (при цене за билет 5000 руб.), выручка - 96,2 млрд руб. в год, оценки Центра стратегических исследований оптимистичнее: почти 17 млн человек в год (при цене за билет 3320 руб.), выручка - 103 млрд руб. в год.

Найдет ли правительство 353 млрд руб. из госфондов на реализацию проекта - не понятно. В ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов предлагал направить предназначенные для ВСМ средства ФНБ на другие проекты. В январе Медведев предложил «дождаться чуть более энергичной экономической ситуации» для реализации проекта (цитата по «Интерфаксу»). Президент РЖД Владимир Якунин предложил премьеру встретиться и обсудить проект ВСМ. Медведев и Якунин встречались 21 января. Но согласился ли Медведев на предложенный Якуниным вариант финансирования ВСМ, не известно. Пресс-секретарь премьера на вопросы «Ведомостей» не ответила.

Вчера представитель Шувалова не стал комментировать слова Соколова, представитель куратора промышленности вице-премьера Аркадия Дворковича был недоступен.

Чтобы не затягивать сроки реализации, концессионные конкурсы по всем трем участкам нужно проводить одновременно, замечает источник «Ведомостей», близкий к РЖД. Правда, из-за этого на тендерах за каждый из участков вряд ли будет реальная конкуренция, добавляет он. По словам другого источника, близкого к монополии, «дочка» РЖД - «Скоростные магистрали» (занимается реализацией проекта) уже ищет потенциальных участников конкурса.