Москва наехала на ЗиЛ

Москва хочет закрыть станцию Кожухово, чтобы разгрузить железную дорогу. ЗиЛ против: тогда производство иномарок, которое он собирается запустить, станет менее выгодным
М.Стулов/ Ведомости

Закрытие железнодорожной станции Кожухово помешает проекту по контрактному выпуску легких коммерческих автомобилей (LCV) на мощностях московского ЗиЛа. Это следует из письма гендиректора АМО «ЗиЛ» Игоря Захарова от 23 января 2014 г. руководителю департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексею Комиссарову (копия есть у «Ведомостей»; о проекте - см. врез). На первом этапе автомобили будут выпускаться крупноузловым методом (с весны 2014 г. до начала 2016 г.), а машинокомплекты планируется завозить как раз по железной дороге, объясняется в письме. По железной дороге планируется и доставлять дилерам готовые автомобили.

Закрыть Кожухово предполагается, чтобы разгрузить Малое кольцо Московской железной дороги, следует из ноябрьского протокола заседания комиссии департамента транспорта (копия есть у «Ведомостей»). Малое кольцо должно стать частью московской системы общественного транспорта. Но, напоминает Захаров, сохранение железнодорожных путей на ЗиЛе оговорено соглашением о сотрудничестве между правительством города и Сбербанком (партнерами по проекту выпуска LCV на ЗиЛе) и предусмотрено проектом планировки территории завода, утвержденным в ноябре 2013 г. Ранее глава ЗиЛа просил сохранить работу Кожухово к руководителю департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максиму Ликсутову (копия письма от 24 декабря 2013 г. есть у «Ведомостей»).

Представитель ЗиЛа подтвердил наличие писем. Представитель департамента транспорта сообщил, что станцию Кожухово решено закрыть «ввиду осуществления на данных путях перевалки тарно-штучных грузов в контейнерах». А если ЗиЛ собирается открыть автопроизводство, «представляющее стратегическое значение для города», и хочет сохранить «грузовую работу на подъездных путях необщего пользования», ему следует представить в департамент транспорта график запуска производства и инвестпрограмму, причем они должны быть согласованы со Сбербанком и правительством Москвы.

Представитель департамента промышленности сказал, что Комиссаров получил письмо, сейчас оно рассматривается. По информации гендиректора «МосавтоЗиЛа» (оператор автомобильного проекта) Игоря Кульгана, решение по Кожухово еще не принято. Компания будет пытаться предотвратить закрытие станции, говорит он. Источник в РЖД сказал, что, по его информации, Кожухово по-прежнему в числе кандидатов на закрытие, но решение принимают власти города.

Обычно автозаводы доставляют сборочные комплекты железной дорогой из-за их больших размеров и массы, рассказывает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Перегрузка на автомобильный транспорт увеличит себестоимость производства. В ситуации с проектом на ЗиЛе использование железной дороги оптимально в том числе из-за расположения завода - он находится в черте Москвы.

В черте города расположен и принадлежащий Renault автозавод «Автофрамос». В основном автомобили здесь производятся по полному циклу, но есть и сборка. «Для сборочного производства с использованием машинокомплектов используется мультимодальная схема перевозки, при которой задействуются все виды транспорта», - сообщил представитель Renault. Перевозки по Малому кольцу Московской железной дороги компания, по его словам, не использует.

Но на территории ЗиЛа работает один из поставщиков «Автофрамоса» - «Альфа автоматив техноложиз», СП ЗиЛа (51%) и японской IHI, которое изготавливает штампованные детали для автомобилей. Предприятие поставляет продукцию не только «Автофрамосу», но и «АвтоВАЗу» и калужскому «ПСМА рус». Гендиректор компании Максим Кондратьев говорит, что если станцию закроют, себестоимость сырья вырастет на 2-3%. А поскольку его доля в себестоимости - около 70%, это резко снизит конкурентоспособность предприятия, подчеркивает Кондратьев.

Автосборщики в России используют разные виды транспорта. Комплекты для выпуска грузовиков Isuzu в Ульяновске доставляются автотранспортом, рассказал представитель «Соллерса». Группа Volkswagen, у которой есть завод в Калужской области, для перевозки сборочных комплектов использует в том числе и железную дорогу, сказал представитель концерна.