Малый бизнес: Не очередная кампания


Поскольку то, чем занимается наш банк, напрямую связано именно с эффективностью работы финансовых ресурсов, которые государство выделяет на кредитной основе («МСП банк» - Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства), мы не разделяем эффективность и синергию действия различных мер, форм и методов поддержки государства. И здесь наряду с институтами развития, финансовыми институтами, крупным бизнесом присутствуют также инфраструктура поддержки и общественные организации.

«МСП банк»

До 2011 г. - Российский банк развития. Акционер: Внешэкономбанк (100%). На 1 октября 2013 г. (данные «Интерфакс-ЦЭА»): активы - 128,4 млрд руб., собственный капитал - 21,4 млрд руб., нераспределенная прибыль - 191,3 млн руб. С 2004 г. реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

К сожалению, опыт последних лет показывает, что государство вспоминает о малом и среднем бизнесе в момент спадов. Сегодняшняя конференция посвящена как раз предпринимательской инициативе. Мне кажется, это очень хороший признак. По крайней мере на протяжении двух последних лет эта инициатива реализуется. Наверное, это не очередная кампания, потому что намечены четкие цели, выбран конкретный путь, сделаны первые шаги. Уже разбираются ошибки, делаются выводы, идет корректировка действий.

На сегодняшней пленарной сессии уже прозвучали слова об общественном контроле. Мы считаем, что это очень важно. В наблюдательном совете нашего института развития представлены все ведущие общественные организации, поддерживающие бизнес. Это дает тесное взаимодействие с предпринимателями и позволяет понять, что получается, что не получается.

Все это, прочно соединенное в единую систему, позволяет институту развития занять определенные конкретные ниши (здесь уже упоминался наш новый продукт, который мы предлагаем экспортно-ориентированным малому и среднему бизнесу). В последние годы наш банк занимается продуктами по инновационным и модернизационным МСП (малым и средним предприятиям), и это тоже нишевое позиционирование. В кризис и после него - в 2008-2010 гг. мы занимались кредитной поддержкой бизнеса. Весь рынок кредитования падал, а наша программа росла по 300-400% в год. Она давала возможность поддержать, может быть, не всех, но тех предпринимателей, которые решились работать вдолгую. Им была оказана поддержка на срок до 5 лет. Эти кредиты возвращаются нам как раз в этом и следующем году. Сейчас мы уже оперируем другими сроками: по инвестпроектам - 7 лет, по гарантийной поддержке среднему бизнесу - до 10 лет. То есть мы уже задумываемся о будущих спадах, чтобы пройти их более безболезненно.

Об информационной открытости. На пленарном заседании говорилось о создании некого нового сайта. Это хорошо, но хотел бы предостеречь: мы уже проходили создание различных сайтов. Хотелось бы преемственности и чтобы была эффективность. Если что-то не устраивает в имеющихся информационных ресурсах, а государство туда уже вложило деньги - давайте проанализируем с помощью общественных организаций и самого бизнеса их KPI: достигнуты ли прогнозные показатели и если нет, то почему.

Хочется еще раз подчеркнуть действенную синергию всех участников. Нельзя недооценивать зависимость МСП и от крупного бизнеса. У нас даже есть такой продукт - «Малое при крупном», - который мы реализуем совместно с нашим акционером, Внешэкономбанком. Речь идет о финансировании одного крупного проекта и софинансировании малого проекта - скажем, обеспечение электроэнергией крупного предприятия на основе применения современных газотурбинных установок.

Со всеми регионами, представленными на нашем форуме, мы взаимодействуем как по банковскому направлению, так и по поддержке инфраструктуры бизнеса.

И еще один элемент эффективности - когда регион четко знает нужды не только своего крупного бизнеса, не только отдельных моногородов, но и потребности среднего и малого бизнеса на своей территории. И оказывает ему точечную поддержку нефинансовыми методами. А институт развития дополняет эту поддержку финансовым ресурсом.