Бюджетный аудит

Правительство ищет способы проконтролировать расходы проектов с госучастием: чтобы потратить государственные деньги, придется пройти независимый аудит

С 2014 г. все государственные инвестпроекты дороже 8 млрд руб., которые должны войти в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), обязаны проходить независимый технологический и ценовой аудит. Требование было введено в 2013 г. правительством. До запуска проекта документацию должен проверить независимый консультант, заключение аудитора утвердит общественный совет ведомства, курирующего проект, и лишь при положительном отзыве проект получит бюджетные деньги.

Но пока постановление принималось, объекты, которые попали под требование об аудите в 2014 г., уже были достроены и проверять оказалось нечего, рассказывает чиновник, курирующий инфраструктуру. Правительство уже предлагает расширить контроль, следует из проекта концепции внедрения аудита (есть у «Ведомостей»).

Аудит позволяет рассмотреть различные технологические и стоимостные решения, насколько они соответствуют современным технологиям и заданным требованиям; проверить, обоснованы ли расходы, объясняет министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. И даже если обоснованность сметы подтвердится, можно найти резервы сокращения расходов.

Аудит может стать обязательным для всех проектов, которые финансируются за счет бюджета, а также для инвестпроектов естественных монополий и всех госкомпаний. По результатам аудита могут быть изменены госпрограммы или инвестпрограммы госкомпаний.

Минимальную стоимость объекта, подлежащего аудиту, в 2014 г. предложено снизить с 8 млрд до 5 млрд руб., а в 2015 г. - до 3 млрд. Действующий пока план более радикален - 1,5 млрд руб. в 2015 г. В 2014 г. аудит должны пройти не менее 120 объектов, а к 2018 г. - 220.

Госкомпании по распоряжению правительства уже проводят аудит проектов. Он будет проведен для ЦКАД и еще четырех проектов «Автодора» (для первой секции ЦКАД - примерно за 30 млн руб.). Аудит должен пройти проект реконструкции БАМа и Транссиба. Независимое заключение на дальневосточные проекты в 2013 г. получала «Русгидро» - по некоторым видам работ аудитор рекомендовал снизить стоимость на 25-30%, знает чиновник. «Русгидро» проводит аудит для ряда своих проектов, говорит представитель компании, например строительства новой тепловой генерации на Дальнем Востоке. «Россети» в 2013 г. провели аудит проектов дороже 8 млрд руб., говорится в ответе представителя компании, в 2014 г. порог снизится до 1,5 млрд руб. «Транснефть» утвердила корпоративный стандарт проведения аудита и получила заключение для трех проектов общей стоимостью около 180 млрд руб., рассказывает ее представитель. Стоимость объектов по инвестпрограмме самой «Транснефти» оказалась на 5-16% ниже, чем рассчитанная экспертами на основе анализа сопоставимых объектов, замечает он.

Оплачивать аудит должен будет госзаказчик или госкомпания. Аудитору нельзя заплатить более 0,2% от стоимости разработки проектной документации и инженерных изысканий. Деньги небольшие, это снижает привлекательность таких контрактов, предупреждает сотрудник крупной консалтинговой компании, для консультантов. Непонятно, как процедура будет работать, осторожен федеральный чиновник: есть риск, что аудит слишком затянет принятие решений о финансировании (см. врез на www.vedomosti.ru).

Сейчас любой строительный проект должен получить заключение Главгосэкспертизы, которая проверяет смету и соответствие требованиям безопасности, напоминает другой чиновник, придется проходить двойную проверку.

В Великобритании вообще нет госэкспертизы, замечает сотрудник госкомпании, обязательный аудит должен стать первым шагом на пути отказа от нее.