Нигде, кроме как в «Вымпелкоме»

«Вымпелком» все чаще продает контракты через свои салоны. Трехкратное увеличение их количества привело к тому, что доля «Евросети» в продаже sim-карт оператора за год сократилась вдвое
Теперь в салонах «Евросети» продается лишь 10% контрактов «Вымпелкома»/ М. Стулов/ Ведомости

В IV квартале 2013 г. на «Евросеть» пришлась вдвое меньшая доля валовых продаж контрактов «Вымпелкома», чем за тот же период 2012 г., следует из презентации гендиректора «Вымпелкома» Михаила Слободина для инвесторов. Доля «Евросети», 50% которой принадлежит «Вымпелкому», сократилась в его подключениях с 21 до 10%.

ОАО «Вымпелком»

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры: 100% - у холдинга Vimpelcom Ltd., крупнейшими владельцами которого являются Altimo (47,85% голосов) и Telenor (42,95% голосов). Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): Выручка - 280,3 млрд руб., Чистая прибыль - 36,3 млрд руб.

В продажах самой «Евросети» sim-карты «Вымпелкома» занимают примерно столько же, сколько год назад, говорит президент ритейлера Александр Малис. А доля «Евросети» в продажах «Вымпелкома» могла снизиться из-за роста общего объема продаж его контрактов, предполагает он. Источник, близкий к другому сотовому оператору, говорит, что, по предварительным данным, в IV квартале 2013 г. «Вымпелком» продал контрактов больше, чем его конкуренты. А снижение доли «Евросети» в продажах «Вымпелкома» он объясняет перераспределением этих продаж в пользу собственной розницы оператора. Из презентации Слободина следует, что доля собственной монобрендовой розницы «Вымпелкома» выросла за год почти вдвое: если в IV квартале 2012 г. в салонах «Билайн» продавалось столько же контрактов, сколько и в «Евросети» (21%), то год спустя - уже 39% (см. график). А количество таких салонов выросло еще больше - в три с лишним раза: с 400 магазинов на конец 2012 г. до 1240 на конец 2013 г.

За прошлый год «Вымпелком» утроил количество собственных офисов продаж, поэтому доли, приходящиеся на разные каналы дистрибуции контрактов, естественно перераспределились в пользу монобренда, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Евросеть» же в IV квартале сконцентрировалась на продажах высокодоходных контрактов, поэтому выручка «Вымпелкома» от абонентов, подключенных в ее салонах, не уменьшилась, добавляет она.

В конце 2012 г. «Евросеть» стала последней из розничных сетей, с которой «Вымпелком» перешел на взаиморасчеты по принципу разделения доходов. Если раньше вознаграждение ритейлера за каждое подключение складывалось из фиксированной составляющей и переменной, зависевшей от качества привлеченного абонента, то теперь фиксированного вознаграждения нет - «Вымпелком» делится с продавцом только выручкой, которую ему принес подключенный абонент. Переход операторов на такую модель отношений с дилерами снизил их расходы на комиссии и сократил количество проданных контрактов, так как ритейлер оказывался заинтересован больше в качестве, чем в количестве подключенных абонентов. Но система мотивации продавцов, работающих в собственных салонах «Вымпелкома», учитывала в 2013 г. в том числе и количество проданных контрактов, уточняет Айбашева.

Какие результаты принес перевод взаиморасчетов «Вымпелкома» и «Евросети» на новую модель, станет ясно после того, как оператор отчитается за 2013 г. До перехода на разделение доходов в 2012 г. «Евросеть» получила от «Вымпелкома» за подключения новых абонентов и прием платежей $193,8 млн, следует из отчетности Vimpelcom ltd. (единственный акционер «Вымпелкома»). Примерно столько же - $197,3 млн - ритейлер получил от «Вымпелкома» и в 2011 г.