ОСК разгоняется

Консолидированная выручка ОСК увеличится на 75%, превысив 350 млрд руб. Помочь могут только госзаказчики, уверены эксперты
Е.Кузьмина/ Ведомости

Выручка ОСК в 2014 г. может вырасти только благодаря бюджетным заказам (прежде всего Минобороны), а также заказам госкорпораций, считает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. К примеру, входящий в ОСК «Балтийский завод - судостроение» сейчас строит для «Росатома» атомный ледокол проекта 22220 за 37 млрд руб. В 2014 г. ОСК рассчитывает получить заказ от «Росатома» на строительство еще двух ледоколов общей стоимостью около 85 млрд руб. Этот конкурс предполагалось провести в январе, но «Росатом» перенес его на март.

Гражданское судостроение отстает. Владимир Путин

президент РФ. «Благодаря возросшему оборонному заказу наши военные кораблестроители чувствуют себя достаточно уверенно, заводские мощности загружены. А вот гражданское судостроение по-прежнему не может набрать устойчивой динамики развития, проигрывает, надо прямо сказать, проигрывает в конкурентной борьбе».

Консолидированная выручка ОСК в 2013 г., по предварительным данным, превысила 200 млрд руб., а в 2014 г. планируется на уровне более 350 млрд руб., рассказал вице-президент по экономике и финансам корпорации Александр Нейгебауэр. Ожидаемая в этом году чистая прибыль - более 5 млрд руб., говорит он. Прибыль есть и за 2013 г., сказал топ-менеджер ОСК, но ее размер не раскрыл. Консолидированные финансовые результаты за 2012 г. компания не раскрывала.

Представитель ОСК напоминает, что около 80% выручки приходится на производство военной продукции. В 2014 г. для Минобороны России планируется изготовить около 30 подводных и надводных кораблей, сказал вице-президент по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству ОСК Игорь Пономарев. По его словам, сейчас мощности корпорации по выпуску и гражданских, и военных судов загружены на 100%. Крупнейшие гражданские заказы, которые будут реализовываться в 2014 г., - это выпуск ледоколов, морских буровых платформ, поясняет представитель ОСК.

Корпорация рассчитывает увеличить производительность труда на своих предприятиях в 1,3-1,4 раза, говорит Нейгебауэр. На предприятиях проводится модернизация, пояснил он. Инвестиции в развитие ОСК до 2030 г. по базовому варианту стратегии превысят 1 трлн руб., сказал Нейгебауэр. Доля средств, выделяемых из бюджета, в общих капзатратах ОСК до 2020 г. превысит 50% (остальное - собственные и заемные).

Значительный объем для ОСК дает гособоронзаказ, но при этом растет и производство гражданских судов, замечает замминистра промышленности Алексей Рахманов: в 2013 г. российские судостроители сдали 72 единицы, годом ранее - 47. В августе 2013 г. министр промышленности Денис Мантуров говорил, что общая потребность основных заказчиков по всем сегментам гражданского судостроения до 2030 г. - до 2200 единиц.

В будущем ОСК может рассчитывать на рост доходов за счет роста производства судов для шельфовых проектов, но это отдаленная перспектива, добавляет Безбородов. Мощностей по выпуску газовозов в России еще нет - создать их планируется после достройки верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Проект был инициирован ОСК, для строительства был создан консорциум инвесторов, в который вошли «Роснефть» и Газпромбанк (у ОСК - блокпакет в СП). Интерес к проекту также проявлял «Совкомфлот». Ведутся ли переговоры о привлечении иностранных инвесторов, Нейгебауэр не стал комментировать. По предварительным оценкам, портфель заказов в рамках освоения шельфовых месторождений до 2030 г. (от «Роснефти», «Газпрома», «Совкомфлота») может составить 512 судов общей стоимостью 6,5 трлн руб., говорил в августе 2013 г. президент Владимир Путин.