Вещь недели: Пульт от телевизора


За один день, 29 января, «Дождь» лишили доступа больше чем к половине его абонентов. Отключили канал от вещания операторы «Акадо», «Эр-телеком», «НТВ-плюс» и в последний момент - государственный «Ростелеком». Поводом для разрыва отношений стал опрос о блокаде Ленинграда, который канал провел парой дней ранее. «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?» - поинтересовался «Дождь» у своих зрителей. То, что канал спорный опрос быстро снял и тут же извинился, ситуацию не спасло - скандал быстро набрал обороты, и прокуратура Санкт-Петербурга теперь будет проверять, не перешел ли канал границы допустимого. По «частному мнению» пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, однозначно перешел.

Пульт от телевизора с множеством кнопочек - такое физическое воплощение свободы выбора. Нажимаю «один» - и смотрю «Первый канал», нажимаю «четыре» - и вот он, ТНТ. Что хочу, то и смотрю. Только вот в последние пару дней нам цинично напомнили, что на ТВ смотрим мы не то, что хотим, а то, что нам показывают. И канал «Дождь» нам больше показывать не хотят.

Подумав пару дней, Роскомнадзор решил, что «Дождь» нарушил закон «О СМИ» в части прав и законных интересов граждан, а именно ветеранов Великой Отечественной войны, но предупреждение каналу выносить не стал. Двух таких предупреждений достаточно, и служба может направиться в суд за отзывом свидетельства о регистрации СМИ. До сих пор казалось, что самый верный для властей способ остановить работу СМИ - отозвать через суд свидетельство о регистрации. Агентство «Росбалт», напомню, получило два предупреждения в один день.

Теперь мы знаем, как бизнес самого упертого СМИ по звонку сверху можно разрушить буквально в один день без всякого суда и вообще официального вмешательства государства. Слабое место любого телеканала - доступ к зрителю. Когда государство контролирует все кабели и спутники в стране (а фактически оно контролирует), то при наличии благовидного повода задействует этот административный ресурс в полной мере. И неважно, какими именно словами об очернении славных страниц российской истории операторы объяснили разрыв отношений с «Дождем». Поверить в искренность такого возмущения крайне трудно.