Налог с бухгалтерии

Изменение правил бухучета может дорого обойтись бизнесу. Налог на имущество вырастет, больше других пострадают добывающие компании
С.Портер/ Ведомости

Крупный бизнес жалуется в Госдуму и Минфин на то, что из-за сближения правил российского бухучета и МСФО придется заплатить лишний налог на имущество. Проблема беспокоит, в частности, «Роснефть», «Новатэк», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть», «Лукойл» и «Росатом». Все они перечислены в ответе замминистра финансов Сергея Шаталова (есть у «Ведомостей») на письмо РСПП.

С 2012 г. при постановке основных средств на учет предприятия должны включать в их стоимость будущие расходы на демонтаж и ликвидацию. Этого требуют МСФО, разъяснил Минфин и изменил правила российского бухучета.

Из самого факта ввода объекта следует, что неизбежны затраты на его демонтаж, говорит партнер KPMG Антон Усов, эти обязательства нужно зафиксировать в отчетности, увеличив симметрично стоимость основных средств (дебет должен сойтись с кредитом). Но вслед за этим вырастет и налог на имущество, добавляет старший партнер BDO в России Александр Веренков. Такой подход противоречит природе налога на имущество, настаивает представитель «Газпром нефти»: базой для него всегда была фактическая стоимость, а не оценочная величина будущих расходов. С другой стороны, при росте стоимости объекта увеличится и амортизация, что позволит сэкономить на налоге на прибыль, замечает Веренков.

Проблема актуальна для всех компаний, у которых есть основные средства, подлежащие ликвидации, рассказывает сотрудник нефтегазовой компании, но недропользователи несут наиболее серьезные потери. После истощения месторождения они обязаны восстановить разрабатываемый участок и разобрать оборудование. Страдают предприятия ядерной энергетики, говорит Усов, компании, которые должны создавать хранилища для отходов, в частности металлурги.

Ликвидационные обязательства добывающих компаний группы «Новатэк» составляют 8 млрд руб., пишет предправления группы Леонид Михельсон председателю бюджетного комитета Госдумы Андрею Макарову, налоговая нагрузка вырастает на 179 млн в год, а с учетом инвестпрограммы в ближайшие два года - на 300-400 млн. Дополнительные платежи «Роснефти» по налогу на имущество могут превысить 1 млрд руб. в год, говорится в письме вице-президента компании Святослава Славинского (копии обоих писем есть у «Ведомостей»).

В ноябре Шаталов ответил РСПП, что Минфин готов обсуждать проблему, но нельзя увеличивать различия между российскими правилами и МСФО. Тогда компании обратились к депутатам. На прошлой неделе в комитете Госдумы по бюджету и налогам прошло совещание, рассказали его участники и подтвердила зампред комитета Оксана Дмитриева. Дозвониться до Макарова не удалось. Дмитриева допускает возможность внесения изменений в закон о бухучете или в Налоговый кодекс, если правительство не захочет исправить положение. Налог на имущество прямо привязан к данным бухучета, отмечает Усов: «В Налоговом кодексе можно либо отвязать его, либо описать способ исчисления - с учетом обязательств по ликвидации или без».

Минфин по-прежнему готов обсуждать корректировку правил, сообщил его представитель, но пока предложений от компаний не поступало, а изменения не должны приводить к расхождениям с МСФО.