Рекорд российского кино

Массовый зритель в России заинтересовался отечественным кино. Российские кинохиты посмотрел каждый шестой зритель в стране - это вдвое больше, чем годом ранее
Кадр из фильма «Легенда № 17»/ kinopoisk.ru

На фильмы, произведенные кинокомпаниями-лидерами, в прошлом году пришлось 16,5% всех купленных кинобилетов в России, рассказал «Ведомостям» представитель государственного Фонда кино. Для правительства эта цифра - главный показатель эффективности государственной поддержки кино.

Основные средства на игровое (массовое) кино государство распределяет между продюсерами через Фонд кино. Каждый год он отбирает так называемые компании-лидеры (сейчас их 10), которые прежде всего и получают его деньги.

Критерий эффективности для Фонда кино правительство впервые установило в 2012 г.: фильмы, снятые лидерами, должны собрать не меньше 12% национальной кассы. В том году лидеры собрали только 7% - 2,63 млрд руб. Несмотря на это, попечительский совет решил, что доля лидеров в 2013 г. должна вырасти с 12 до 13,2%, причем не в деньгах, а в зрителях. Фильмы, получающие господдержку, должны распространять национальные ценности, русскую культуру, поэтому прежде всего важно не сколько они заработали, а сколько зрителей их посмотрели, объяснял тогда один из членов попечительского совета. В российском кинопрокате средняя доля фильма в зрителях и в сборах примерно совпадает. Получается, за прошлый год с учетом роста всей национальной кассы лидерам нужно было практически удвоить сборы. Сами лидеры считали такую ситуацию нереальной.

Однако год оказался на редкость удачным для российских картин. «Легенда № 17», а вслед за ней и «Сталинград» установили абсолютные рекорды по сборам для отечественного фильма. Хорошую кассу также собрали «Елки 3», «Горько!» и «Географ глобус пропил». Доля русского кино в прокате выросла за год в деньгах с 13,8 до 18,2%. Это самый высокий уровень с 2009 г.

Чиновники грозили изменить систему господдержки и уменьшить финансирование лидеров, если бы лидеры вместе с фондом снова не выполнили план. Что произошло бы в случае перевыполнения плана - не обсуждалось. По словам исполнительного директора фонда Антона Малышева, теперь, по крайней мере, можно ожидать, что механизмы поддержки в этом году меняться не будут.

А вот денег из бюджета продюсеры больше, чем раньше, не получат. Общие дотации на кино в федеральном бюджете в этом году сокращены на 15%. В прошлом году государство потратило на кино 5,3 млрд руб., из них 3 млрд руб. досталось фонду, остальное распределило само Министерство культуры. Как известно, был произведен общий секвестр федерального бюджета, указывает Малышев: «Но мы все же рассчитываем, что конкретно фонд получит ту же сумму, что и в прошлом году». По его словам, сейчас этот вопрос обсуждается с Минкультом. Представитель министерства вчера не смог это прокомментировать.

Сергей Сельянов, гендиректор СТВ, настаивает, что господдержку кино, наоборот, сейчас необходимо увеличивать, а не сокращать: расходы кинокомпаний и так выросли из-за инфляции, роста стоимости размещения на ТВ и в наружной рекламе. «Мы давно говорим, что для прорыва российского кино необходимо снимать вдвое больше фильмов, или около 120 картин в год, - указывает он. - И для этого нужно больше денег из бюджета, что привлечет и больше частных денег в индустрию». Александр Роднянский, совладелец «Нон-стоп продакшн», добавляет, что прорыв в прокате обеспечивают только фильмы с большим бюджетом: «Для таких картин необходимы государственные средства, не обязательно безвозвратные, но получаемые по льготной ставке, на длительный период, без материального залога. Без таких «мягких» денег выпускать такое количество больших отечественных премьер, как в прошлом году, и, соответственно, повышать долю русских картин невозможно».