Цифра недели: Две жертвы


К сожалению, и в столичной школе № 263 произошло то, что периодически случается в американских школах, случалось и в благополучных европейских странах. Взявший дома совершенно легально принадлежавшее его отцу оружие ученик школы убил учителя географии Андрея Кириллова, прибывшего на вызов полицейского Сергея Бушуева и серьезно ранил его коллегу Владимира Крохина. Судя по всему, следователи не считают основной версию о том, что убийца мстил учителю за оценку, и назначили ему психиатрическую экспертизу.

Такое преступление, как расстрел в школе, безусловно, шокирует, и вполне понятно, что общественность и власти задаются вопросом, можно ли было его избежать и что надо сделать, чтобы свести возможность повторения таких расстрелов к минимуму. Раздаются предложения усилить меры безопасности в школах путем установки рамок металлодетекторов, расширения прав охранников - вплоть до предложений, что пенсионеров из частных охранных предприятий должны сменить полицейские. Подобные предложения об усилении мер охраны и пассивной безопасности раздаются в обществе и после любого крупного резонансного теракта.

Но школа не режимное предприятие, и охранять ее так же, как и тюрьму, вряд ли нужно. Кроме того, постоянная и квалифицированная охрана может оказаться дорогой даже для московского бюджета. Предложение охранять школы силами полиции потребует расширения штатов московской полиции более чем на 2%, что совсем не дешево и эквивалентно содержанию нескольких десятков школ в провинции. А самое главное, пассивные меры безопасности, к сожалению, не гарантируют безопасности.

В США - стране, где школьные расстрелы являются одной из самых болезненных национальных проблем, - почти неизвестны случаи, когда преступника, уже взявшего оружие и патроны и отправившегося стрелять в школу, удалось остановить, до того как он произвел первый выстрел. При этом в подавляющем числе американских штатов проносить оружие в учебные заведения строго запрещено. Но и в тех штатах, где в ответ на очередной школьный расстрел полиция предлагает учителям пройти курсы обращения с оружием, практически нет случаев обезвреживания уже вышедших для совершения преступления в школе стрелков. Ситуацию можно сравнить с проблемой терроризма. Если мотивированный террорист-самоубийца уже вышел для совершения теракта - силы безопасности проиграли и теракта избежать очень сложно, а пассивные меры могут лишь сократить число жертв.

В ответ на преступление в школе № 263 прокуратура пообещала проверить соблюдение мер безопасности в московских школах, а также работу лицензионно-разрешительных отделов полиции, которые должны контролировать хранение гражданами огнестрельного оружия. Это сделать после случившегося необходимо. Но предотвращать такие преступления усиленные меры безопасности, к сожалению, не смогут - это дело семьи, школы и психологов.