Большой в Арктике

Большой театр не выступал в Норвегии 54 года. Неудивительно, что его приезд на фестиваль «Северное сияние» в расположенный за Полярным кругом Тромсё стал событием национального масштаба
В северных краях московские артисты чувствовали себя как дома/ Marius Fiskum/ Nordlysfestivalen

Билеты на оба представления раскупили за 18 минут, хотя цена не выглядела низкой - 950 крон (за эти деньги можно почти что долететь из Осло в Москву). Публика выглядела довольной. Па-де-де, адажио и гран-па из «Дон Кихота» и «Драгоценностей», «Спартака» и «Спящей красавицы», «Золотого века» и «Лебединого озера» позволили блеснуть солистам - Ольге Смирновой, Марии Виноградовой, Семену Чудину, Сергею Родькину и их коллегам. И даже досадное падение одной из танцовщиц на бисах (не удержал партнер) не испортило картины.

В центре внимания норвежских масс-медиа оказался и Сергей Филин, это были первые гастроли худрука балета Большого после трагических событий прошлого года.

Российская часть всегда занимает важное место в программе фестиваля, впервые прошедшего 27 лет назад и объединяющего теперь классику, танец, в том числе современный, фолк и джаз. Юрий Башмет, Мариинка, Павел Сербин... Кто только не приезжал в Тромсё, называемый «норвежским Парижем» (Эйфелевой здесь нет, зато есть университет, кинофестиваль и много музеев). В этом году выступал Архангельский камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева. Фортепианные циклы Леры Ауэрбах 10 Dreams и Images from Childhood вошли в программу норвежской пианистки Гуниллы Зюсманн. Русско-американская композитор, поэт и пианистка (она родилась в Челябинске, в 17 лет начала учиться в Нью-Йорке), Ауэрбах востребована сегодня по обе стороны океана. Ей заказал балет Джон Ноймайер, ей вручили премию Хиндемита, ее трехактную оперу «Гоголь» с успехом поставил Театр ан дер Вин. Музыка Ауэрбах, словно происходящая из эпохи, когда еще не было атональности, а о модерне догадывались немногие, смотрелась на своем месте рядом с произведениями Мендельсона и Брамса, Равеля и Бартока.

Живущая в Германии выпускница Петербургской консерватории Юлия Новикова участвовала в программе Литовского камерного оркестра под управлением Мартинаса Стаскуса. Новикова дала и два сольных концерта с пианистом Сергеем Осадчуком - с программой «Песни к луне» из произведений Генделя, Россини, Шумана, Рахманинова и других европейских авторов. Один из концертов прошел на Шпицбергене, в норвежском Лонгйире.

Это первый выезд фестиваля на архипелаг, где по-прежнему добывают уголь, а потому здесь издавна заведено снимать обувь в любом доме, куда бы ни пришел, даже на концерте (могут дать бахилы или, как в местном музее, тапки), а приезжих всерьез призывают опасаться белых медведей (известны случаи нападения на людей со смертельным исходом). Классика на Шпицбергене звучит редко - если вообще звучит, - но публики набралось много. Новикова с ее выразительным и теплым голосом собрала не меньше аплодисментов, чем на спектаклях с Доминго или Эрвином Шроттом. С первым она пела в «Риголетто» в Мантуе, со вторым - в «Свадьбе Фигаро» в «Колоне» в Буэнос-Айресе.

Будут ли концерты «Северного сияния» и дальше проходить на Шпицбергене, пока не ясно. Нынешний фестиваль стал последним в карьере его многолетнего руководителя Ульфа Йенсена. Новый директор, Эйвинд Баккеми Му, объявит свою программу позже.