От редакции: Дальний-дальний Восток

М. Стулов/ Ведомости

Оживление дискуссии о развитии Дальнего Востока и Сибири, видимо, свидетельствует о каких-то готовящихся решениях. Хорошо бы, чтобы среди этих решений было одно ключевое - начать в России развитие подлинного федерализма.

На очередном совещании правительство обсуждало такие идеи: введение в законодательство термина «территории опережающего развития» (предложен президентом в послании Федеральному собранию); дополнительное финансирование институтов развития, в том числе нового ОАО «Развитие Дальнего Востока»; переезд на Дальний Восток головных офисов некоторых госкомпаний.

Премьер поручил разработать «новую оболочку, которая позволит радикально улучшить инвестиционный климат». Недостатка в идеях нет, и «новые оболочки» регулярно разрабатываются, но климат по-прежнему резко континентальный.

Есть некий набор глобальных идей - например, почему развитие Дальнего Востока важно геополитически, как России надо закрепляться в Азиатском регионе или как важны восточные территории в свете планов евразийской интеграции.

Есть идеи локально административные - например, о создании госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири; о переселении на приграничные территории людей из центра; о создании на Сахалине или Курилах собственного офшора.

Некоторые идеи реализованы: многомиллиардная подготовка и проведение саммита АТЭС во Владивостоке, создание специального министерства, введение ряда налоговых льгот, финансирование проектов через имеющиеся институты развития - все это пока не дало региону никакого толчка.

Правительство старается, придумывает, пробует - а все впустую. Как же так?

Может быть, проблема все-таки в отсутствии каких-то условий, среды, в которой идеи могли бы сработать? Если, допустим, правительство из Москвы пытается руководить размещением производственных сил и распределением налоговых доходов, в стране должна быть плановая экономика с соответствующими институтами управления, планирования и контроля на местах. Так экономика регионов развивалась в СССР (правда, экономика СССР в итоге рухнула). Но сейчас нет ничего подобного и идеи в формате «а давайте вот это попробуем» оборачиваются просто потерей денег.

В разных странах есть разный вполне удачный опыт развития отстающих территорий, воплотить который невозможно без участия государства. Невозможно это и без участия местных властей: такие программы всегда предусматривают согласование интересов, согласование собственно планов - у государства свой, у провинции свой. Необходимым условием этого является самостоятельность, в том числе налоговая, и квалификация местных властей. В России местные власти не самостоятельны ни политически, ни экономически. Это приводит к деквалификации: лояльность важнее эффективности, главное качество - умение работать в московских кабинетах. Это также консервирует огромные барьеры для местного или стороннего бизнеса (административные, налоговые, судебные, криминальные).

Проблема Дальнего Востока на самом деле географическая. Это проблема некачественного управления большой страной - издержки такого управления просто растут по мере удаления от центра.