Троим на «Парнасе» тесно

Владимир Рыжков ушел из «РПР-Парнаса». В случае массового исхода его сторонников в регионах партия, готовая к альянсу с Алексеем Навальным на выборах, может потерять регистрацию
Владимир Рыжков считает, что у него украли партию/ П. Смертин/ ИТАР-ТАСС

О сложении полномочий сопредседателя и выходе из «РПР-Парнаса» Владимир Рыжков заявил во время заседания федерального политсовета (ФПС) партии в субботу, где руководство рассчитывало преодолеть внутрипартийный конфликт. Вместе с ним из партии вышел экономист Сергей Алексашенко. Сторонникам Рыжкова известно еще о десятке человек, намеренных уйти.

Непосредственным поводом, по словам Рыжкова, стали два внесенных с голоса пункта повестки: о ротации должности ответственного секретаря, которую занимал Рыжков (он представляет партию в органах власти и имеет право подписи - это место предложено Константину Мерзликину, соратнику сопредседателя партии Михаила Касьянова), и о наказании группы сторонников Рыжкова, которые в конце декабря выступили с критикой положения дел в партии и зарегистрировали оргкомитет новой партии - «Республиканцы России». За несколько дней до заседания ФПС оргкомитет был распущен, но урон партии уже нанесен, считали сопредседатели Касьянов и Борис Немцов.

По словам Рыжкова, появление этих пунктов он воспринял как «объявление войны» и «рейдерский захват партии». Именно на базе его Республиканской партии, получившей регистрацию в Минюсте после решения Европейского суда, возник в 2012 г. «РПР-Парнас», принципы равновесности сил и консенсусного принятия решений, о которых договаривались при ее создании, перестали соблюдаться, сетует Рыжков. О своих планах он не говорит.

Создать новую партию, а тем более завоевать места в региональных парламентах Рыжкову будет сложно, считает политолог Александр Пожалов, придется искать стороннюю партийную площадку, наиболее вероятный вариант - «Гражданская платформа».

Переговоры по достижению компромисса велись до самого заседания. Накануне сопредседатели согласовали общую стратегию партии на выборах, написанную Рыжковым, в которой подтвердили ее цели: смена политического курса в стране, участие в выборах, давление на власть путем проведения массовых протестных акций, освобождение политзаключенных - по последнему вопросу допустимы и контакты с властью.

Однако именно участие Рыжкова в кремлевских мероприятиях и поездка на Валдайский форум вопреки решению бюро стали одной из причин для раскола. Некоторые члены партии, например член бюро Илья Яшин, публично критиковали Рыжкова за эти встречи, а тот считал такую критику оскорбительной. Другим поводом для конфликта стало решение Касьянова и Немцова поддержать выдвижение в мэры от партии Алексея Навального, которого за участие в националистических акциях часть республиканцев сочла идеологически враждебным. Еще до раскола «РПР-Парнас» предложил незарегистрированным оппозиционным партиям - в том числе партии Навального - создать коалицию на выборах в Мосгордуму и выдвигать кандидатов под его брендом. Договоренность о коалиции остается в силе, сказал Мерзликин.

Сторонники Рыжкова имеют большинство в трети региональных отделений, их массовый выход из партии может угрожать отменой регистрации всему «РПР-Парнасу» (необходимый минимум - 43 отделения), опасается источник в руководстве партии. Рыжков заявил, что ему неизвестно о массовом выходе его сторонников, напротив, по его словам, есть опасность, что на них сейчас будут давить сторонники двух оставшихся сопредседателей. ФПС сможет создать лояльные отделения, не исключал Рыжков. Таких решений на субботнем заседании не принималось, сообщил Мерзликин. По его словам, вместе с Рыжковым покинули заседание руководители трех отделений.

Сейчас многое зависит от того, сколько отделений ликвидируется, и от проворности руководства по созданию новых отделений (что, в принципе, несложно), а также от юридически безупречной работы, к которой у Минюста не возникнет претензий, говорит федеральный чиновник.

Рыжков принял эмоциональное решение, от последствий которого проиграют все, считает Немцов, раскол выгоден только Кремлю. Существовавшие в партии противоречия наложились на готовность власти ими воспользоваться, констатирует политолог Александр Кынев, очевидно, что «Парнас» - одна из немногих партий, от которых может выдвигаться реальная оппозиция.