«Роснефть» причалит в Роттердаме

Группа «Сумма» консолидировала 100% компании по строительству терминала в порту Роттердам - Shtandart TT BV, новым партнером может стать «Роснефть»
«Роснефть» может обеспечить «Сумме» необходимые объемы нефти в Роттердаме/ Munshi Ahmed/ Bloomberg

Голландская VTTI полностью вышла из проекта по строительству нефтяного терминала в порту Роттердам (Tank Terminal Europoort West, TEW). Группа «Сумма» приобрела у VTTI 25% акций компании Shtandart TT BV (оператор проекта по строительству нефтяного терминала в порту Роттердам) и консолидировала 100%, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к порту Роттердам. Представители VTTI и «Суммы» подтвердили факт сделки, отказавшись раскрыть ее детали. Сумма сделки неизвестна - собеседники «Ведомостей» ее не раскрывают. Представитель VTTI уточнил, что сделка закрылась 4 февраля.

У «Суммы» в порту Роттердам может появиться партнер. Переговоры о «сотрудничестве в рамках проекта» ведутся с государственной «Роснефтью», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к нефтяной компании. Обсуждается как вариант покупки «Роснефтью» доли в Shtandart TT BV, так и гарантии перевалки нефти через терминал, говорит один из собеседников. Но решение об участии «Роснефти» не принято, уточнил он. Представитель нефтяной компании от комментариев отказался.

Причины продажи доли представитель VTTI не называет. Один из собеседников предположил, что компания вышла из проекта, так как не смогла получить контроль над СП с «Суммой». «Shtandart - единственный проект, в котором у консорциума такая маленькая доля. Из 11 действующих терминалов VTTI лишь в двух у него 49 и 50% акций, а во всех остальных - 90-100% акций. Все же новые проекты терминалов VTTI, кроме Shtandart, на 100% принадлежат консорциуму», - отмечает он.

«Сумма» строит терминал в Роттердаме для импорта нефти марки Urals. Там же нефть и будет продаваться на условиях FOB. Основной объем поставок будет из порта Приморск (принадлежит СП «Суммы» и «Транснефти»). «Мы считаем, что проект в Роттердаме поможет усилить позиции российской нефти в мире. Еще в 2005 г. Владимир Путин поручал проработать варианты устранения негативной ценовой разницы между нашей нефтью марки Urals и Brent», - говорил в интервью «Ведомостям» президент «Суммы» Александр Винокуров. Эту проблему, по словам Винокурова, можно решить, создав площадку для торговли Urals в Европе. Ее «Сумма» планирует создать на базе TEW. Это совпадает с желанием «Роснефти» усилить позиции в сегменте торговли нефтью, говорит директор по инвестициям УК «Универ капитал» Дмитрий Александров.

Shtandart TT BV создана в 2011 г. для строительства нефтеналивного терминала в порту Роттердам. Тогда же компания подписала соглашение с администрацией порта Роттердам о строительстве нефтеналивного и нефтепродуктового терминала мощностью 3,2 млн куб. м. Инвестиции в строительство терминала - 1 млрд евро, из которых 800 млн евро вложит Shtandart TT BV, 200 млн евро - порт Роттердам, говорится в презентации порта Роттердам для потенциальных инвесторов проекта. Строительство терминала начнется в середине этого года, первое судно будет отправлено в январе 2017 г., запуск на полную мощность - в конце 2019 г. Но сроки начала строительства могут перенестись на конец года, говорит источник, близкий к порту. У Shtandart есть сложности с оформлением разрешительной документации на начало работ - в частности, пока нет согласования от пожарной службы.